0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Буллинг в образовательной среде

Волкова Елена Юрьевна


учитель английского языка

МБОУ Гимназия № 23, г. Иваново


Материалы конференции


К сожалению, в последнее время сводки новостей пестрят все новыми и новыми сюжетами о страшных конфликтах между подростками в школе или на улице. Найти видеоролики, где дети разного возраста открыто демонстрируют свою агрессию на камеру, и нередко это находит поддержку среди сверстников. Что стало причиной этой детской жестокости? Что такое буллинг? Каковы способы решения и предотвращения возникновения этой проблемы?

Понятие «буллинг» появилось сравнительно недавно, несмотря на то, что оно характеризует ситуацию, существовавшую много лет. Буллинг (от англ. bully- грубиян, хулиган) – это издевательство или форма отношений в коллективе (чаще всего в детском), когда один или несколько представителей, пользуясь своей силой, издевается, унижает или держит в страхе других. Аналогом таких отношений моно назвать «дедовщину», существовавшую в армии с давних пор. Однако, если при «дедовщине» иерархия отношений имеет вертикальный характер (старшие оказывают давление на младших, отсюда и название данного понятия), то при буллинге сторонами конфликта могут выступать и ровесники одноклассники, одногруппники и т.п.


Проблема насилия и агрессии изучается специалистами на протяжении многих лет. Стремительное распространение буллинга как формы насилия пугает, ведь по результатам опроса интернет-сайта KidsPoll, в котором приняли участие более 1000 детей, почти 50% школьников подвергалось агрессии со стороны других детей, причем половина из них – неоднократно.

Удивительно, что некоторые подростки, проявляющие агрессию по отношению к другим, воспринимают свои действия как шутку. Поэтому важно разобраться в том, какими бывают формы насилия. Ученые выделяют следующие типы:

  1. Физический – умышленные удары, точки, побои, нанесение телесных повреждений. Порой может включать в себя и формы сексуального насилия над другими. Как правило, осуществляется целой группой обидчиков, нападающей на одного заведомо слабого противника.
  2. Психологический – воздействие на психику путем оскорблений, угроз или других действий, не наносящих очевидного физического ущерба, но приводящих к возникновению психологической травмы. К этому типу можно отнести:

 - вербальный буллинг (когда человеку придумывают обидные прозвища, оскорбляют, дразнят, распространяют слухи, порочащие его репутацию)

 - оскорбительные жесты и действия (к примеру, плевки)

 - запугивание

 - шантаж

 - вымогательство

 - порча личного имущества

- кибербуллинг, получивший в последнее время широкое распространение (унижение посредством соцсетей, интернета, мобильных телефонов или других гаджетов).

Как и в любой другой ситуации насилия, участники буллинга в образовательной среде могут иметь следующие роли: «жертва», «обидчик», «свидетели».

По мнению психологов, «обидчиками» чаще всего могут стать следующие категории детей:

  • Те, кто стремиться к подчинению для достижения собственных целей
  • Дети с низко развитой эмпатией
  • Мечтающие о лидерстве, но не имеющие возможности добиться его, не прибегая к агрессии
  • Импульсивные личности, склонные к жестокости
  • Убежденные в собственном превосходстве над другими

Характерной чертой школьного буллинга является то, что чаще всего в нем задействована целая группа детей. В роли «свидетелей» или союзников агрессора могут находиться:

  • Те, кто не хочет оказаться на месте жертвы или не хочет выделяться из толпы
  • Те, кто дорожит своими отношениями с агрессором или находятся под его влиянием
  • Те, кто считает подобные действия развлечением
  • Безынициативные личности
  • Дети из неблагополучных семей
  • Дети, испытывающие страх перед наказаниями

Жертвами буллинга обычно становятся тревожные личности с низкой самооценкой, склонные к депрессиям и самобичеванию, имеющие особенности внешности или поведения (это может быть связано и с состоянием здоровья жертвы), физически слабые и пугливые, замкнутые, одинокие и застенчивые личности.


Следует отметить, что в последнее время буллинг в образовательной среде может складываться не только по схеме ученик – ученик, но и между учителем и учеником или группой учеников, а также между родителями и учителем или родителями и учениками. К сожалению, в последнее время учителя все чаще становятся жертвами буллинга со стороны родителей и даже учеников. Во многом это связано с тем, что сотрудники образовательных учреждений в своих действиях ограничены законом об образовании и обязаны следовать основным принципам педагогической этики, а другая сторона конфликта чувствует свою безнаказанность и не всегда обладает чувством меры. И способностью контролировать свои эмоции и действия.

Чаще всего буллинг является скрытым процессом, причинами которого могут стать:

 - агрессивность и злоба

 - чувство физического превосходства агрессора и физическая слабость жертвы

 - чувствительность жертвы и неумение постоять за себя

 - замкнутость и застенчивость жертвы, ее одиночество и социальная отрешенность

 - чувство зависти

 -рассовые, имущественные или культурные предрассудки

 - тайное чувство неуверенности в себе как у жертвы, так и у агрессора

 - подростковая импульсивность максимализм и неумение анализировать и управлять собственными чувствами


Важной причиной стремительного распространения буллинга в подростковой среде является юридическая безграмотность и ощущение собственной безнаказанности, ведь многие агрессоры, запугивая своих жертв, считают, что за этим не последует никакого наказания. Поэтому одним из способов профилактики агрессии в школе может стать просвещение сторон в вопросах законодательства, развитие осознания чувства ответственности за свои поступки, беседы с сотрудниками полиции и инспекции по делам несовершеннолетних.

Еще одним способом решения данного вопроса может стать воспитание жизнестойкости и стрессоустойчивости как среди учеников, так и среди других участников образовательного процесса, создание среды с ощущением постоянства и защищенности, с одной стороны, и ответственности за себя и свои действия с другой. Здесь может помочь качественная работа школьного психолога (как с детьми, так и с сотрудниками), привлечение специалистов извне, беседы с представителями различных общественных организаций.

Также необходима ясная и четкая, однозначная формулировка правил, доведение их до каждого участника образовательных отношений, проведение регулярных психологических диагностик, беседы с родителями и детьми по их результатам, совместный анализ возникших проблем и поиски путей их решения.


Решению проблемы буллинга в сфере образования может способствовать не только школа. Важная роль в этом вопросе отводится воспитанию в семье. Именно семья отвечает за то, какие моральные качества будут заложены в каждом ребенке.

Вряд ли найдется такой родитель, которые пожелает увидеть своего ребенка в роли «обидчика», «жертвы» или «свидетеля» агрессии. Взрослым тоже важно осознавать свою ответственность в этом вопросе. Возможно, будет полезным применять практику школ для родителей не только на уровне подготовки к рождению ребенка и его воспитанию до трех лет. Помощь специалистов может оказаться необходимой на разных возрастных этапах, в разных жизненных ситуациях. Многие родители полагают, что отлично знают, как обращаться со своим ребенком, особенно, если в семье он не один. Но это мнение может оказаться ошибочным и привести к необратимым последствиям, ведь каждый ребенок уникален, он является постоянно развивающейся личностью. И взрослые должны сделать так, чтобы это развитие шло в правильном направлении.