0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Буллинг в школе

Личикова Марина Сергеевна


педагог-психолог

МБОУ Сосновская СШ №2 р.п. Сосновское Нижегородской области


Материалы конференции


В современных школах нередко можно увидеть такую значимую проблему, как жестокое отношение школьников друг к другу. Выбрав человека, который не нравится, группа детей начинает его травить, обзывать, бить. Нам, как педагогам, необходимо предпринять все меры по прекращению школьного буллинга.

Впервые, это определение предложили Дэвид Лейн и Эндрю Миллер в 2001 году. По их словам «школьный буллинг – это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям)».

Существует множество причин школьного буллинга. Выделим некоторые из них. Так, школьники думают, что агрессивное поведение в образовательной среде допустимо. Что можно обижать, бить и задирать других. Таким ребятам нужно объяснить правила поведения в школе и за ее пределами. Некоторые, с помощью буллинга пытаются заслужить авторитет в глазах друзей и сверстников. Другие дети таким образом привлекают внимание влиятельных взрослых. Множество детей так ведут себя из – за скуки. Таким поведением школьники могут компенсировать неудачи в учёбе или общественной жизни. Давление со стороны родителей также может послужить проявлению жестокости детей. Хулиганское поведение так же характерно для детей, которые стали жертвами жестокого обращения или отсутствия внимания.

Рассмотрим категории детей, которые подвергаются жестокому обращению со стороны других ребят. Если у школьника есть физические недостатки – он носит очки, у него снижен слух или присутствуют двигательные нарушения (например, при ДЦП), то есть он не может защитить себя, физически слабее своих ровесников, то такой ребенок может быть подвергнут школьному буллингу.

Неуверенные, замкнутые, чувствительные, застенчивые, дети с импульсивным поведением так же относятся к данной категории.

Ребята с особенностями внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д. могут стать жертвами насилия со стороны ребят.

Дети с неразвитыми социальными навыками – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками, дети, испытывающие страх перед школой, домашние дети с отсутствием опыта жизни в коллективе, с болезнями, с низким интеллектом и трудностями в обучении – все они могут стать жертвами буллинга в образовательной среде.

Для педагогов и родителей важно увидеть, какой ребенок является жертвой школьного буллинга. Дадим характеристику поведения таких ребят: большую часть времени проводит один (одна); не может принимать участие в играх одноклассников; часто тайком плачет; все чаще забывает дома школьные вещи; у него (нее) падает интерес к учебе; из дома уносит деньги и ценные вещи; часто опаздывает на уроки; часто обращается в медицинский кабинет к сестре или врачу; не хочет ходить в школу; вынужден (вынуждена) носить книги и сумки других школьников; становится «мальчиком на побегушках» для других; ведет себя так же, как и те, кто его (ее) запугивает.

Для жертв школьного буллинга всегда есть особая обстановка. Например, такой ребенок всегда окружен (окружена) группой детей (обычно тех, кто запугивает), игнорируется большей частью класса, над таким ребенком постоянно насмехаются, постоянно подвергается издевательству, когда отвечает на уроке; постоянно видит оскорбительные слова, обращенные к нему (к ней), написанные на доске и на стенах, его (ее) парта стоит в стороне от остальных парт в классе; часто подвергается избиению.

У жертвы школьного буллинга особенный внешний вид и поведение:


  • может быть порвана одежда, оторваны карманы или пуговицы, на одежде следы ботинок;
  • школьный портфель в плохом состоянии, часто пропадают вещи;
  • на парте и стуле вырезаны оскорбления;
  • школьная эмблема повреждена или оторвана;
  • носит с собой слишком много денег;
  • на теле синяки, лицо бледное, распухшие от плохого сна глаза;
  • по утрам часто сказывается больным, чтобы не ходить в школу;
  • плачет по ночам;
  • обычно мрачное выражение лица, часто отсутствующий взгляд, старается не смотреть в глаза, иногда притворяется веселым (веселой).


Взрослый так же может усугубить ситуацию, если он:


  • унижает ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
  • негативные или саркастические высказывается по поводу внешности или происхождения ученика;
  • устрашающе и угрожающе высказывается или показывает это жестами.


Как же взрослому реагировать на ситуацию школьного буллинга и какие меры предпринять?


  • При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
  • Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
  • Проводится непосредственная работа с жертвами и преследователями.


В наших силах не допустить такого поведения детей в школе. В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям:


  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.


Для ребенка, ставшего объектом травли, важна поддержка родителей и других взрослых. Они могут дать ему надежду, что его жизнь и общение изменятся к лучшему, что не все дети агрессивны, что он заслуживает любви, как и все остальные, и не обязан переживать свой стресс в одиночестве. Дети не способны справляться в одиночку со всеми проблемами. Каждому ребенку нужно, чтобы его видели, слышали и принимали.