0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Деньги за зуб и премии за «пятерки»: с чего начать финансовый ликбез для детей?

Первые карманные деньги (в прямом смысле слова) мне дали в старшей группе садика – в 1995 году 5 рублей были хорошей суммой!

Я сунула бумажку в карман джинсовки, предвкушая, как вечером с бабушкой пойдем за фломастерами. После сончаса я решила проверить, на месте ли сокровище, но бумажки след простыл.

Проревев прогулку, я рассказала воспитателю, с кем поделилась своим горем – девочка Марина созналась, что взяла деньги. Счастья ни от найденных денег, ни от вечерней покупки в детский мир не было. Была горькая обида на Марину и…страх вновь получить деньги от родителей.


Карманные деньги в школе – другое дело! Сэкономишь на проезде, пройдешь до школы 5 км пешком – и сникерс твой. Только рассказывать никому нельзя (хотя по диатезу и грязной обуви родители позже всё равно догадались). Но теперь с обладанием денег пришел не страх, а опьяняющее чувство свободного распоряжения своими 50 рублями в , которые изначально были именно «на проезд». Это был 2003 год.


Теперь 2021 год – стоимость еды, проезда, да и возможные "хочу" детей выросли в разы. Учат ли родители, а, самое главное, слушают ли советы молодые люди?


Вот об этом мы решили поговорить с подписчиками ВШДА и спросили, сколько денег и на что родители дают своим детям.

— Раньше у наших детей были карманные деньги, и покупали что хотели, но всегда с ними размышляли, на что потратить. В этом году решили, что наши дети не будут иметь карманные деньги, но будут их зарабатывать сами - делать массаж, приклеивать обои, чинить мебель и т.д., чтобы сделать серьёзную работу. Это помогает мозгу искать работу, чтобы заработать, а не жить на халяву. Ну и, конечно же, помогаем ставить цели, куда и как тратить заработанные деньги. А если хочется вкусняшек — мы покупаем сами!


— Мы покупаем безделушки (красивые блокноты, мелкие игрушки, красивые ручки, брелоки) как попросят. Нам 7 и 6 лет, зачем им ещё какие-то карманные деньги в этом возрасте? Иногда даем в копилку 100 рублей.— 9 лет. Карманных не даём. Что необходимо - покупаем.— 1 класс. 50-100 рублей в неделю. От феи за зуб 500 рублей.— 6 класс, есть копилка, куда кладут деньги все, кто может и хочет. Она не прикосновенна. Копит по-моему на велосипед (много раз уже поменял на что копит)))). Карманных денег не даю вообще, нет необходимости, проезда нет, питание в школе и дома, покупаем вместе в выходные то, что ему надо или что то вкусненькое. Бывает иногда у него мелочь в кармане какая то (50-100р), но если он ее потратил, то мне сказал.


— Карманных денег нет. Если есть потребность что-либо купить, не отказываем, даём необходимую сумму. Деньги за пятёрки- четверки, за помощь по дому и тому подобное —не одобряем.— 4 класс. На 5 дней. На проезд 75 рублей. На чай и булочку 150 руб.— 50₽ в день 3 й класс— 9 класс. 100₽ наличными почти каждый день, на проезд транспортная карта, плюс карта привязана к моему счёту. Рублей по 100-150 тратит несколько раз в неделю на всякие булки-чипсы-газировку.— 1 класс. 100рублей в день на обед в группе продлённого дня. В копилку за достижения (участие в конкурсах, призовые места) по 50 рублей, Фея за зубик по 100 рублей.


из опроса НАФИ

Три четверти российских детей в возрасте от 14 до 17 лет владеют собственными деньгами, свидетельствуют данные аналитического центра НАФИ. Это могут быть карманные, самостоятельно заработанные или подаренные родственниками деньги. Больше трети из них пользуются банковскими картами.


Научите детей распоряжаться деньгами на своем примере

Лучшим примером будет родительский — для начала расскажите, откуда берутся деньги, сколько их в вашей семье и на какие цели их тратят. Так ребенок почувствует себя частью важного процесса.


Не забывайте не только ставить цели, но и подводить итоги месяца.— Если родители ведут семейный бюджет, обсуждают его вместе с детьми, объясняют им мотивы своих трат или, напротив, экономии, то школьник усваивает азы финансовой грамотности, — согласен организатор курса детской финансовой грамотности в ВДЦ «Орленок» Денис Лозинг. — Причем делает это без всяких нравоучений. Если родители не посвящают в тему ребенка, то, кроме отторжения и негатива к финансовой науке, у него ничего не сформируется.


Объясните в чем разница между желание и потребностью.

“Задача родителей — объяснить, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь, — считает консультант по образовательным программам по финансовой грамотности Ольга Андреева. — Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Посещая магазин, приучайте ребенка планировать свои расходы и определяться со своими желаниями, для этого заранее выделите ребенку определенную сумму карманных денег”.


Учите управлять карманными деньгами.

Специалисты советуют выдавать деньги не каждый день, а один или два раза в месяц, чтобы школьник учился планированию расходов.


Подскажите, как можно заработать

Если ребенок просит что-то глобальное и готов заработать сам, лучше не платить ему за домашние дела, а предложить простые варианты работы: раздача листовок, расклейка объявлений, в многих городах в летний период действуют программы вроде «отрядов мэра», когда дети подрабатывают в библиотеках, детских лагерях или в школах. Небольшие, но самостоятельно заработанные деньги приносят не только удовлетворение, но и учат ценить разные суммы.


Экономия может быть увлекательной

Подростков постарше, у кого уже есть банковские карты, познакомьте с доступными в вашем регионе скидками для школьников, кэшбеками и программами лояльности в его любимых магазинах. Так планирование приобретет новый смысл – купить максимально выгодно, разнообразить отдых – ведь в музеях и кино часто бывают скидки именно для учеников.Вот что написала нам восьмиклассница по поводу денег, которые есть у нее «на кармане».— Мне не дают деньги на карманные расходы, но мне могут дать двести рублей за пятерку в году. И у меня есть свои деньги, которые мне дарили когда-то. Я не могу сказать, что чувствую полную свободу в трате своих денег потому, что меня обычно останавливает от какой-то покупки чувство что я смогу потратить их на что-то получше. Поэтому своих денег я трачу очень мало, в основном коплю.

Что поможет в обучении детей финграмотности?


  1. Натолкнуть на мысли о грамотном распоряжении финансами родителей и детей с 1 – 11 класс попытался Центробанк и опубликовал бесплатный сборник с задачами:


Примеры задач:Для 2-го класса: старшие сестры Вали и Нади работают в одной фирме. Сестра Вали владеет несколькими иностранными языками и поэтому у нее в месяц в два раза больше зарплата, чем у сестры Нади, не владеющей ни одним иностранным языком. На сколько больше в год составит зарплата Валиной сестры, если в месяц она получает 90 000 рублей?


Для 6-го класса: бабушка Ольги осуществляет перевод 90000 рублей со своей банковской карты своей подруге в Израиль на счет в банке с получением перевода в израильских шекелях (ILS). Определите сумму перевода с комиссионными в рублях и сумму, которую получит подруга бабушки Ольги в ILS, если перевод был через систему переводов Альфа, комиссионные – 1% от суммы перевода, валютный курс: 1.00 RUB = 0,0527 ILS.


Для 11-го класса: три соседа заплатили вместе за страхование своих дачных домов 20 000 рублей (страховая премия). Дома застрахованы на действительную стоимость. Причем первый заплатил в два раза больше, чем второй, а третий на 6 000 руб. меньше, чем два его соседа вместе. Определите стоимость домов каждого из них, если страховой тариф составляет в этой компании 1% от стоимости недвижимости. 2. Если учебников в жизни детей и так достаточно, то на помощь придет анимация. Один из банков создал обучающие мультики для родителей и детей с ответами на главные вопросы: откуда берутся деньги, как понять, сколько их в семейном бюджете, как их тратить с умом и уберечь от мошенников. 3. Детям поменьше могут помочь разобраться с темой денег знакомые «Смешарики» – здесь подборка мультиков про финансы.


Хороший проект "Финасовые грабли", который подготовлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» на нем размещены в свободном доступе методические материалы для педагога