0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Инклюзивное образование. Трудности и их решение в рамках общеразвивающей образовательной программы «Класс фортепиано».

Нилова Елена Владиславовна

педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова», Россия, г. Великий Новгород.

Оригинал публикации


Вот уже пятый год я являюсь педагогом класса фортепиано Детской хоровой капеллы Великого Новгорода, и за столь пока недолгий преподавательский путь, судьба уже успела познакомить меня с особенным мальчиком. Особенным не только своим характером, восприятием окружающего мира и творческими способностями, но и тем, что от рождения Руслан является ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас условиям современной жизни характерны высокая мобильность, большой объем информации и быстро меняющиеся технологии. В связи с этим меняется и сама модель образования, нацеленная на непрерывность, постоянное обновление знаний, готовность к переобучению, а также на личностную ориентированность педагогического процесса. Поэтому, как и многие другие преподаватели музыкальных дисциплин, в своей педагогической деятельности я использую технологию личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, которая позволяет делать основной акцент на раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование положительной мотивации к занятиям на инструменте, а не только на исполнительское мастерство. Так как обучение в классе фортепиано осуществляется индивидуально, я имею возможность составить индивидуальный план развития и организовать образовательный процесс, опираясь на индивидуальные возможности и интересы конкретного ребенка, независимо от его природных данных и степени подготовленности. По мнению автора данной технологии, признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.


Сравнительно недавно в тезаурус педагогов вошли такие понятия как «инклюзия» и «инклюзивное образование», возможность организации процесса обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Не секрет, что дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в некоторой изоляции от внешнего мира, от понимания взаимоотношений с окружающими людьми. И конечно совместная творческая деятельность и равное общение со сверстниками раскрывают характер межличностных отношений, что в итоге влияет на становление личности и её социализацию. Когда родители Руслана привели его на прослушивание в хоровую капеллу (так как мальчик очень любил петь и мечтал научиться играть на музыкальном инструменте), они, после удачной поверки его музыкальных данных и зачисления в первый класс, попросили нас, его новых педагогов, лишь об одном: «мы очень хотим, чтоб наш сын был здесь как все».

В младший хор капеллы Руслан влился быстро и легко, пополнив ряды альтовой партии и сразу же найдя себе новых друзей. С выбором инструмента вопрос тоже был решен сразу, так как при инвалидности в опорно-двигательном аппарате (от рождения у мальчика одна левая рука) освоить он мог только игру на фортепиано.


В фортепианном исполнительстве понятие однорукий пианист это редкость, история знает троих таких музыкантов: венгерского графа Геза Зичи, который жил и концертировал в Европе 19-го века, пианиста, автора книги «Школа для левой руки» Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны и тем не менее достигшего немалой известности в мире, исполняя сложные фортепианные произведения, и нашего современника, английского пианиста Николаса Маккарти. В свою очередь произведений для одной руки (в частности левой), написанных композиторами разных стран, не мало. А. Скрябин, К. Сен-Санс, М. Равель, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Б. Барток и многие другие, отдали должное в сочинении одноручных произведений, и все они не только направлены на развитие и укрепление игрового аппарата, но имеют высшую техническую сложность. Что же касается нотного репертуара для детей, которые только начинают свой путь в исполнительстве, то здесь для леворуких маленьких музыкантов трудно найти красивые, технически доступные произведения.


Но поиск репертуара был не первой трудностью на нашем с Русланом пути, изначально нужно было осуществить правильную постановку игрового аппарата на инструменте, выработку рабочей осанки. У всех детей природа рук разная, обусловленная индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. В нашем случае необходимо было разобраться с точками опоры и ощущением всей клавиатуры инструмента одной рукой, найти удобное положение за фортепиано при этом грамотно и рационально использовать движения, не теряя их естественную свободу, в этом могла помочь хорошая осанка - одно из главных условий не утомляемости аппарата. Здесь мне помог комплекс упражнений и гимнастик А.Артоболевской.

Для того чтобы максимально помочь и не навредить Руслану я, опираясь на используемую в работе с другими учениками методику А. Шмидт-Шкловской «Воспитание пианистических навыков», сначала сама каждодневно искала все вышеперечисленные ощущения за инструментом, делая упражнения, переигрывая все музыкальные сборники одной левой рукой, в поисках программы. В отношении ансамблей и одноголосных песен все было легко, главное расписать аппликатуру, но в плане самостоятельного исполнения мелодии и аккомпанемента, чтобы Руслан на академическом концерте ничем не отличался от других сверстников, все было сложнее, это потребовало переложения пьес в удобное расположение, а также освоения педализации. Огромное желание работать и стойкость характера помогло ему справиться с необходимыми для успешного результата трудностями. В свою очередь, я, родители и другие педагоги старались всячески его поддерживать в достижении поставленных целей. Так на втором году обучения Руслан согласился поучаствовать в конкурсе «Город звёзд», который наш «Дворец детского (юношеского) творчества» проводит для поддержки и выявления одаренных детей. Руслан стал обладателем диплома за второе место в своей возрастной группе. Выступление на большой сцене, перед профессиональным жюри наравне с другими детьми, стало не только огромным толчком в его исполнительской деятельности и самореализации, но и эмоциональным подвигом. Ведь исполняя произведения, мы проникаемся содержанием музыки, стараемся понимать и сопереживать ее содержанию, выражая тем самым чувства, мысли и настроения автора, что впоследствии и формирует у ребенка чувство эмоциональной отзывчивости. Сейчас мы учим новую, интересную и технически сложную программу, планируя участие в конкурсе уже более высокого уровня.

С уверенностью могу сказать, что занятие музыкой, а в частности, индивидуальные занятия на инструменте, помогают формировать личность ребёнка, мотивированного на саморазвитие и деятельное участие в профессиональной социальной жизни общества. Поэтому, считаю, что активная музыкально-творческая деятельность позволяет обучающимся не только освоить музыкальные знания, умения, технические навыки, помогает развить их память, мышление, воображение, художественный вкус и способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, но и обеспечивает более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и расширяет рамки вхождения в социум всех детей, и в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное нам педагогам не бояться решать задачи музыкальной инклюзии, так тесно связанные с характерными особенностями ребёнка и обусловленными его особыми образовательными потребностями, не бояться, обращаясь к его личности, помогать ее становлению. Ведь как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств, это могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».


Библиографический список.


  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. – М.: Советский композитор. - 1992. - 103 с.
  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа. -1974 г. - 288 с.
  1. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград: Музыка. - 1985. - 70 с.
  2. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -  М.: Сентябрь, 2002. – 96 с.
  3. Иваськив И. Геза Зичи: когда страсть к музыке побеждает несмотря ни на что [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://lifeacademy.pearl.pp.ua/geza-zichi-kogda-strast-k-muzyke-pobezhdaet-nesmotrja-ni-na-chto.html (дата обращения 29.11.2018).
  4. Захарова Ю. Из жизни известных людей. Пауль Витгенштейн – однорукий пианист-виртуоз [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://www.aktsent.info/publ/139/ (дата обращения 02.12.2018).
  5. Леворукий пианист Николас Маккарти [Электронный ресурс] сайт.- URL https://propianino.ru/levorukij-pianist-nikolas-makkarti (дата обращения 25.11.2018).