0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Использование онлайн-тестирования в образовательной системе СПО для мониторинга качества подготовки специалистов

Мишина Татьяна Николаевна


преподаватель

ГБПОУ "Кинельский государственный техникум" Самарская область, г. Кинель

Материалы конференции


Аннотация. В статье рассмотрены методы применения онлайн-тестирования при оценке качества знаний дисциплин студентов. Использование такого средства для изучения дисциплин профессионального цикла и оперативного контроля знаний обучающихся является эффективным инструментом, повышающим мотивацию обучающихся.

Ключевые слова. Дисциплины профессионального цикла, система контроля качества знаний, онлайн-тестирование, уровни тестирования для оперативного, текущего, рубежного и итогового контроля.

       Приоритет среднего профессионального образования - подготовить конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией, поэтому обучение студентов в системе СПО акцентируется на изучении профессиональных дисциплин и модулей. Однако, согласно Закону РФ «Об образовании» (ст.20,п.2) «Федеральный  государственный    образовательный стандарт      среднего    (полного) общего       образования реализуется в пределах образовательных программ ППКРС или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования».

       Важной составляющей при подготовке специалистов среднего звена являются общеобразовательные дисциплины. Из опыта работы преподавателем русского языка и литературы    в системе СПО можно сделать такой вывод: изучение в техникуме общеобразовательных дисциплин представляется студентам малозначимым, ненужным, потому что они не видят реального, конкретного применения им в будущей профессиональной деятельности. Важно также отметить, что при освоении специальностей СПО технического профиля общеобразовательные дисциплины изучаются один год, следовательно, сокращено количество часов, отводимых на изучение общеобразовательных дисциплин, т.е. за меньшее количество времени нужно изучить объемный материал.

Кроме того, необходимо учитывать, что сегодня мы имеем дело с поколение обучающихся, находящихся под влиянием различных компьютерных технологий, находящихся на самоизоляции, существующих в зоне медийного пространства и привыкших к знаково- символическим средствам общения. Становится очевидным, что современный обучающийся легче усваивает четко сконструированный, логически преподнесенный и переработанный учебный материал посредством визуализации.

       В своей педагогической практике я постоянно сталкиваюсь с проблемами:

как активизировать познавательную деятельность студентов на уроках русского языка и литературы, как систематизировать материал, полученный недостаточно последовательно из разных источников, как помочь осмыслить большой объем учебного материала, как обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной перенасыщенности и дефицита времени, какой метод выбрать для оценки качества усвоения знаний.

Так как проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы,  в связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Для формирования успешного и объективного подхода важно, чтобы система контроля знаний обучающихся являлась разноплановой: ориентированной на проверку знаний и умений, освоение профессиональных компетенций, а также на выявление творческих способностей учащихся и их целостного личностного и связанного с ним эмоционального отношения к изучаемым предметам.

       Тест - это краткое стандартизированное испытание, предназначенное для получения объективной количественной оценки результатов обучения. Тесты могут быть как бланковыми, так и компьютерными, т.е. с использованием информационных технологий, технологий удаленного доступа и связи, что немало важно, именно, в период самоизоляции. Тестирование - процесс установления качества знаний обучающихся посредством тестовых материалов.

Важной формой тестирование является компьютерное тестирование, которое, с одной стороны, способно свести к минимуму объемы используемых печатных бланков при тестировании, и, с другой стороны, привнести инновационную компоненту в деятельность образовательного учреждения.

Компьютерные тесты проводятся либо в оффлайн-режиме с подключением к внутренней сети образовательного учреждения, либо в онлайн-режиме с подключением к сети Интернет.

       Интернет - тестирование - одна из актуальных форм контроля качества подготовки специалистов, позволяющая достаточно достоверно оценить объем усвоенной учебной и научной информации.

Интернет-тесты - это система заданий, специально организованная и направленная не только на определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, но и на выявление круга тем, вызывающих затруднения, на определение глубинных причин ошибок, как реальных допущенных в процессе тестирования, так и потенциальных, которые могут быть совершены учащимся в будущем, в измененных условиях контроля.

Использование такого средства для изучения дисциплин профессионального   цикла и оперативного контроля знаний учащихся является эффективным инструментом, повышающим мотивацию обучающихся. Такое тестирование характеризуется следующими признаками: - использование компьютерных технологий (ПК, планшет и пр.) для выполнения теста; - использование телекоммуникационных технологий (интернет) для получения доступа к тестовым заданиям; - использование тестовых заданий, для которых была выполнена заранее совокупность процедурных этапов формирования теста (планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного теста); - выполнение заданий в режиме онлайн, т. е. через интернет в режиме реального времени.

Система онлайн-тестирования - это универсальный инструмент для определения качества подготовки студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создание баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат педагогов.

       Можно выделить три уровня: -тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); -тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); - тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ФГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.

Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.

Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.

Каждый студент имеет возможность узнать и повлиять на свой рейтинг, а работающие, либо студенты с ограниченными возможностями могут дистанционно загружать материалы и готовиться к итоговому контролю. В целом, тесты мотивируют студентов учиться.

Проблема посещаемости студентов - одна из важных проблем современных образовательных технологий. Студенты получили возможность учиться дома, и необходимость посещения лекций сокращается, расширяются возможности инклюзивного обучения.

Относительно сложные тесты по всему материалу с задачами мотивируют студентов приходить на занятия к преподавателю «сложных предметов» для того, чтобы лично усвоить материал и, возможно, заработать баллы на получение оценки «автоматом».

       На рынке образовательных услуг существует большое количество информационных тестовых систем, а выбирать для использования необходимо индивидуально. Рассмотрим некоторые существующие базовые ресурсы для проведения Интернет-тестирования при оценке качества знаний студентов:


  1. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования (http://www.i-ru). Воспользовавшись услугами портала, образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования может провести контрольное тестирование при оценке качества знаний студентов.
  2. Многофункциональный онлайн конструктор   тестов   “Online    Test Pad” (http://onlinetestpad.com). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, установить собственную шкалу оценивания ответов, провести исследование качества ответов и детально определить качество усвоенных знаний обучающихся.
  3. Система электронного тестирования “Tests Online” (http://www.tests-ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.
  4. “Мастер-Тест” (http://www.energobud.net). Бесплатный онлайн ресурс для проведения тестирования. по функциональным возможностям аналогичен системе электронного тестирования “Tests Online”. Отличием является то, что созданный тест можно скачать и проводить сеансы тестирования при оценке качества знаний обучающихся в режиме оффлайн.
  5. Портал создания и проведения тестирования “Твой тест” (http://make-ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.
  6. “Дневник.ру” - это единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, студентов и их родителей.
  7. Система тестирования - ММИС https://www.ru/programs/vts.
  8. Тестирование и оценка знаний - Let's test https://letstest.ru/samples/testirovanie-znanij
  9. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования https://i- exam.ru/
  10. Учебное тестирование - 1С:Образование 1c.ru/dist-training/
  11. Интернет-тренажеры - Единый портал интернет-тестирования https://training.i-exam.ru/


       Онлайн-тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением обучающимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их. Это позволит, с одной стороны, осуществить профессиональную подготовку студентов к защите ВКР и последующей профессиональной деятельности, предоставить студентам возможность поступления в высшие учебные заведения и сохранить специфику российского образования.

       Каждый  выпускник  считает   себя   специалистом,   но далеко   не каждый   им является. На сегодняшний день, в век предпринимательства, работодатели хотят принимать не тех работников, у которых есть лишь «корочка» об окончании того или иного техникума или ВУЗа, а тех, которые  хорошо знают свою специальность  и имеют некоторые практические навыки работы. Конечно же, большинство работодателей не хотят принимать к себе на работу людей, у которых еще нет стажа работы. Это все можно легко объяснить тем, что им нужны именно хорошие специалисты, знатоки своего дела. Умный предприниматель не будет критично относиться к данному требованию, когда он лично убедится в высокой квалификации студента-выпускника.

       Специалистом с большой буквы можно стать лишь тогда, когда у человека есть, не только запас знаний с теоретической точки зрения, но и соображения,  как те или иные знания можно правильно применить в реальной жизни. Большинство образовательных учреждений СПО не имеет возможности проводить практические занятия с каждым студентом индивидуально, зато они всегда предоставляют возможность своим студентам научиться мыслить более глобально. Это можно сделать именно с помощью тестовых заданий и онлайн - тестирования.

Обращение к Интернету, применение которого в учебном процессе в значительной мере отвечает внутреннему запросу студента в такой организации учебного процесса, когда он может осуществлять учебную деятельность в условиях привычной для него мультимедийной среды. И именно применение тестов в режиме реального времени на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест среди технологий электронного обучения студентов, делая процесс познания не только эффективным, соответствующим требованиям стремительно меняющейся внешней среды, но и интересным, и даже увлекательным.

Список литературы.


  1. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов / А.Б. Андреев. М.: Педагогика, 2001. - 164 с.
  2. Антропова М.В. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение, 2008. - 176 с. Апанасенко Г.А. Педагогический контроль // Педагогика. - 2008. - № 4. -с. 23-25.
  3. Горовая Т.Ю.         Современные               системы    компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 79-81.
  4. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010. - 384 с.
  5. Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно- воспитательном процессе // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 115-120.
  6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2011. 188 с.
  7. Чекушина В. Е. Технические аудиовизуальные средства обучения : учеб.- метод. комплекс. Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2010. 16 с.