0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Статьи

Подписаться на RSS

Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС

Рустамова А.В.



Оригинал публикации




Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный  опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.       

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.


  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?


Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Цели: 
Формирование активной  позиции родителей, вовлечение родителей в  создание единого культурно – образовательного пространства «детский сад – семья», формирование доверительных отношений, установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями.
Задачи:

- Настроить родителей на готовность сотрудничать;

- Дать представление о системе совместной работы родителей и педагогов;

- Способствовать развитию интереса родителей к вопросам воспитания, привлечь их к организованной совместной деятельности;

-  Способствовать сплоченности родительского коллектива;

- Способствовать укреплению детско-родительских отношений;

-Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников;

-Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.


Ожидаемые результаты:
- повышение уровня внимания родителей к развитию и воспитанию детей, 
- снижение безразличного поведения по отношению к воспитательно - образовательному процессу; 
- наличие потребности семьи активно участвовать в  жизни группы. деятельности.


 Формы работы с родителями

Были применены 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

 познавательное,

 информационно-аналитическое,

 наглядно-информационное,

досуговое.


  1. Познавательное направление.


 Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включало:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

Информационно-аналитическое направление.

 Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению было проведено :

- анкетирование;

- тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Наглядно-информационное направление.

 Цель: дало возможность донести до родителей  информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включало:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- фотовыставки;

- выпуск газет.

- персональные фотовыставки;

- жизнь группы

- социальный опрос

Досуговое направление :

Цель: помогло устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению были организованы:

- праздники, которые можно закончить чаепитием.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- спортивные праздники;

- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Разнообразные формы работы с родителями  содержали образовательные области:

 — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.

«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» — совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные.

 

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:

- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

- Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

- Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

- Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

 

Проведенная работа дала положительную динамику:

Выполняя совместные задания, родители начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Все больше родителей готовы сотрудничать с педагогами. Участвуя в совместной деятельности, у родителей расширилось представление об образовательном процессе, они посмотрели его изнутри. Родительский коллектив стал сплоченней, исчезло стеснение. Повысился интерес к происходящему в детском саду, родители все чаще выходят на сайт детского сада, и смотрят, чем занимался их ребенок.

  В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме и активно внедрять и использовать инновационные формы и методы работы с семьей.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста с РАС

Омельченко Татьяна Александровна


Магистрант 3 курса

ЮФУ г. Ростов-на-Дону


Оригинал публикации


Логопедическая работа с детьми раннего возраста с РАС

Рассматриваются вопросы логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра раннего возраста. Описаны особенности вербального и невербального поведения целевой группы. Предлагается дифференцированный подход к определению уровня развития коммуникативной и речевой деятельности к выбору соответствующей программы раннего вмешательства.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ранний детский возраст, логопедическое сопровождение, дифференцированный подход, программы раннего вмешательства.

В связи с развитием системы ранней помощи детям с РАС [3] актуальным становится вопрос организации их логопедического сопровождения в условиях центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, инклюзивных детских садов, а также в ресурсных группах, лекотеках, сформированных на их базе. С сожалением следует отметить нехватку существующих информационных источников, прежде всего, – диагностического и методического материала, по данной проблеме. В процессе практической работы с воспитанниками с РАС отмечаются следующие особенности вербального и невербального поведения:



  1. Нарушение концентрации внимания, трудности фиксации взгляда.
  2. Недостаточность целостности и контрастности зрительного и слухового восприятия, трудности сенсорной интеграции.
  3. Отсутствие разделенного внимания, моторной и вокальной имитации.
  4. Коммуникативную и речевую инактивность, проявления вербального и невербального негативизма.
  5. Ограниченность понимания речи вне ситуации.
  6. Недостаточность фонетической продукции: самостоятельные вокализации присутствуют только в личностно значимых ситуациях при повышенной эмоциональной возбудимости.
  7. Наличие двигательных и голосовых стереотипий.
  8. Активный словарь может быть представлен стереотипными звукоподражаниями, звукокомплексами, квази словами лепетного содержания, несвязанными с обозначением кого-либо (чего-либо) в конкретной коммуникативной ситуации. Данная речевая продукция имеет временный характер.
  9. Отсутствие или недостаточную сформированность социально приемлемых форм невербального и вербального поведения. Собственное диагностическое наблюдение за детьми с РАС, а также опыт коллег, в том числе из «МБОУ ДОУ «Калинка г. Аксай », показывают целесообразность выделения в данной целевой группе подгрупп, что помогает в определении основного компонента вмешательства, постановки цели и разработке коррекционной программы. При этом следует учитывать условный характер такой дифференциации.


  • 1 группа. Ребенок демонстрирует возможность коммуницирования со значимым взрослым. Он привлекает внимание социально приемлемым способом. Когда видит что-то интересное и труднодоступное, обращается с просьбой с помощью взгляда, жеста (например, указательного) или отдельных звуков. Если не знает, что делать с предметом, просит показать, отдавая его обратно, вкладывая в руку взрослого. Если нравится какое-то действие, трудновыполнимое в данный момент (например, выдувание мыльных пузырей или манипуляции с заводными игрушками), обращается за помощью. Может подтвердить наличие или отсутствие желания соответствующими положительными или отрицательными жестами. Ребенк удоступны простые формы моторной и голосовой имитации. Например, он демонстрирует способность повторить действия и их звуковое сопровождение со знакомыми или подобными предметами в другой среде с новым взрослым, таким образом показывая возможность генерализации навыка. В собственной речи наблюдается однообразный или разнообразный лепет (чаще всего стереотипный). В этом звуковом потоке иногда можно уловить что-то похожее на слова. В данном случае создается благоприятная ситуация для расширения репертуара реакций эхо, появления действий. При составлении программ раннего вмешательства можно использовать вербально-поведенческий подход [1], терапию основных реакций (PRT), методику формирования языковой системы(МФЯС) [10, 11, 12], M.A.P. (Motive, Adaptive, Play) метод активации развития речи у детей с нарушениями речи и развития [9], игровую логопедию (Т.В. Грузиновой), игротерапию в логопедии [5], пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха [15].
  • 2 группа. Уровень коммуникации может соответствовать умениям и навыкам, демонстрируемым как детьми первой, так и третьей групп, но без звукового сопровождения. Отмечаются редкие стереотипные звуковые вокализации, которые носят временный характер и не закрепляются. Могут наблюдаться трудности артикуляционной имитации. Отсутствие возможности использовать речь в коммуникативных целях и ограниченный жестовый репертуар могут привести к появлению социально неприемлемых форм поведения. В качестве содержательного компонента программ логопедического вмешательства можно рекомендовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации[16], терапию основных реакций (PRT), Денверскую модель [14], игровые стратегии работы с безречевыми детьми [4], игровую логопедию(Т.В. Грузиновой), игротерапию в логопедии [5], глобальное чтение [8], Климонтович Е.Ю. [6; 7] идр.
  • 3 группа. Ребенок много манипулирует с предметами. В некоторых случаях он выступает как исследователь, пытаясь выяснить, как они функционируют, что с ними можно сделать; поэтому нюхает, пробует облизать, покатать, повертеть, совершает другие действия. Наблюдается много стереотипий как в моторной, так и в речевой сфере, многие из которых имеют целью самостимуляцию. При попытках вмешаться в эту деятельность, возможно проявление нежелательного поведения. Вербально ребенок лепечет, произносит отдельные слова и даже короткие фразы, как правило, взятые из мультфильмов, но не в соответствии с коммуникативной ситуацией. Непроизвольная речевая продукция может быть без нарушения звукопроизношения и слоговой структуры. В других случаях наблюдается непонятный для окружающих, трудно дифференцируемый звуковой поток. Ребенок в своих действиях практически не коммуницирует со взрослым. В случае неуспешности следует отказ от выполнения деятельности, ее прекращение. За помощью ребенок не обращается либо манипулирует руками взрослого. Наблюдаются трудности в возникновении моторной и вокальной имитации.При определении стратегии логопедического вмешательства следует учитывать описанные особенности детей, в том числе – отсутствие инициации в коммуникации. Поэтому в данном случае можно порекомендовать метод прелингвистического средового обучения [18], DIR-Floortime [2],  Денверскую модель [14], интерактивную модель игровой терапии [17], M.A.P., метод активации и развития речи у детей с нарушениями речи и развития [9], методы альтернативной и аугментативной коммуникации [16]. Таким образом, на данное время существует необходимость в разработке логопедического материала для обследования детей с РАС раннего возраста с целью более точного выделения групп данной целевой аудитории и для построения эффективной программы логопедического вмешательства.

Литература


  1. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. М.: Рама Паблишинг, 2017. 304 с.71
  2. Гринспен С. На ты с аутизмом. М.: Теревинф, 2013. 111 с.
  3. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т.15. No 2 (55). С. 4-15.
  4. Жукова О.С. Малыш учится говорить. СПб.: Астрель, 2015. 96 с.
  5. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: учимся говорит ьвместе с Мишей и Машей. Р-н-Д.: Феникс, 2016. 77 с.
  6. Климонтович Е.Ю. Различные методы обучения чтению и их применение в системе логопедической работы. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015.- 50 с.
  7. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет. М.: Теревинф, 2017. 88 с.
  8. Куцина Н., Созонова Е. Читать раньше, чем говорить! Методическое пособие по развитию речи детей с алалией. М.: Литур, 2016. 128 с.
  9. Лынская М.И. M.A.P. (Motive, Adaptive, Play) метод активации развития речи у детей с нарушениями речи и развития.- М.: ПАРАДИГ-МА, 2018.104 с.
  10. Новикова-Иванцова Т.Н. Попевки / Новикова-Иванцова Т.Н. М., 2017. 46 открыток с илл.
  11. Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. Кн. 1. Ч. 1. М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа No 1708». М., 2015. 100 с.
  12. Новикова-Иванцова Т.Н.Слова. Кн. 2. Ч. 1. М.: ГБОУ г. Москвы«Специальная (коррекционная) школа No 1708». М., 2017. 52 с.
  13. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Кн. 1. М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад V вида No 1708». М., 2013. 58 с.
  14. Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. М.: Рама Паблишинг, 2016. 416 с.
  15. Трясорукова Т.П. Пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха у малышей от 0 до 3 лет. Р.-н-Д.: Феникс, 2018. 62 с.
  16. Фрост Л, Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). М.: Теревинф, 2011. 416 с.
  17. Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
  18. Warren S.F. Bambara L.M. An experimental analysis of milieu language intervention: Teaching the action-object form. Journal of Speech and Hearning Disorders, 1989.54.448-461

Всероссийский детский конкурс декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»

Участие и электронные наградные документы бесплатно.

Приглашаем принять участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Город мастеров».

Скоро наступит самый яркий и удивительный праздник Новый год! Каждый ребенок старается сотворить сто-то сказочное и необыкновенное.

Конкурс проводится в целях: формирование семейных ценностей  у подрастающего поколения, повышение интереса воспитанников и учащихся к творчеству.

Участники конкурса: — воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования; без предварительного отбора.

К участию принимаются работы детей в возрасте от 3 до 17-ти лет включительно.

Требования к работе - На конкурс принимаются фотографии новогодних поделок, украшении для дома, карнавальных костюмов, подарков, сделанных своими руками и др.

Конкурсная работа должна быть подготовлена к данному конкурсу и ранее не участвовать в предыдущих конкурсах. Конкурсная работа должна строго соответствовать тематике и целям конкурса.

Работы, фотографируются и отправляются на конкурс в виде фотографий, прикрепив файл к заявке на участие в конкурсе.

Работа участника должна быть подписана (Фамилия Имя _дата изготовления работы).

Работа, заявленная на конкурс, должна быть выполнена участником, от 1 участника на конкурс принимается только 1 работа.

Коллективные работы на конкурс не принимаются.

Работы, скаченные из сети Интернет, не рассматриваются конкурсной комиссией.

Конкурс проводится с 15 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года


Внимание! Заявки принимаются до 24:00 МСК 28 декабря 2020 года

Прием заявок до 24:00 МСК 28 декабря 2020 года.
Результаты 17:00 МСК 29.12.2020
Актуальные конкурсы


Подведение итогов 29 декабря 2020 года


Дипломы участников будут размещены на сайте

в разделе https://s-ba.ru/results не позднее 30 декабря 2020 года


При заполнении заявки будьте внимательны! Указанные Вами данные вносятся в наградные документы. Поправки принимаются только до публикации наградных документов.

Поставить отметку "Нравится" под записью с информацией о конкурсе в любой нашей группе соцсети:


Поставить отметку "Нравится" на  информационной странице конкурса  нашего канала Яндекс.Дзен
Разместить фотографию рисунка на странице Вашего профиля в соц.сети. В описании к фотографии (не в комментарии) разместить хештег  #ВШДАновыйгод и название работы

Положение конкурса

Проектирование на уроках литературного чтения

Прокопьева Олеся Александровна


учитель начальных классов

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" Котлас


Оригинал публикации


Проектирование на уроках литературного чтения

 

Каждый педагог  заинтересован в том, чтобы научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Девизом моей статьи станут слова известного ученого  Аристиппа: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектирования помогает достичь всего этого.

Что же такое проектирование?  

Проектирование – это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или ее части. Результатом проектирования является проект – целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Например, используя современные технологии на уроках литературного чтения, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания. А так же, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Этапы выполнения проекта:


  1. Поисковый: учитель ставит перед учащимся проблему предстоящей работы, формулирует творческое задание на проектирование, создает положительный мотивационный настрой. Учащийся обдумывает выдвинутую проблему, предлагает различные идеи реализации намеченной цели. Учитель помогает определить задачи предстоящего задания, рекомендует источники получения информации.
  2. Аналитический: учащийся анализирует и выясняет, какая идея выглядит более перспективной («погружение в задание»). Составляет план действий и разрабатывает лучшую идею. Собирает материал. Работает с литературой или другими источниками. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает.
  3. Практический: учащийся непосредственно выполняет задание, корректирует собранный материал, готовит презентацию. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащегося.
  4. Презентационный: учащийся представляет проект, показывает презентацию.
  5. Контрольный: учащийся участвует в обсуждении и оценке результатов проделанной работы. Учитель осуществляет аналитико-оценочную деятельность. Результаты задания на проектирование оцениваются (похвала, выставка работ, награждения, публикации, поощрение и пр.). 


Проектирование требует и от педагога, и от ребенка, участвующего в проекте, индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Применительно к ребенку проективные методики позволяют реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из детей в образовательном процессе.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение. Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

 Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне.
      Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.

 

Всероссийский детский конкурс рисунка и декоративно-прикладного творчества «Мама, я тебя люблю»

Итоги Всероссийского конкурса «Мама, я тебя люблю»


Итоги Всероссийского конкурса «Мама, я тебя люблю»
Из протокола №348 заседания конкурсной комиссии от 01.12.2020 года по подведению итогов Всероссийского детского конкурса рисунка и декоративно-прикладного творчества «Мама, я тебя люблю»:
"ПОСТАНОВИЛИ:    - Из заявленных 32986 творческих работ на участие в конкурсе, во всех возрастных группах,  принять к рассмотрению конкурсной комиссией 31917 работы, отклонить от участия в конкурсе 1069 работы. Наградить участников конкурса дипломом, кураторов благодарственным письмом."

Положение конкурса

Конкурс проводился в целях: формирование семейных ценностей  у подрастающего поколения, повышение интереса воспитанников и учащихся к творчеству.

Участники конкурса: — воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования; без предварительного отбора.


Конкурс проводится с 18 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года


Прием заявок на участие в конкурсе до 10:00 МСК  1 декабря 2020 года


Заявка на участие в конкурсе


Подведение итогов 1 декабря 2020 года


Дипломы участников будут размещены на сайте

в разделе https://s-ba.ru/results не позднее 2 декабря 2020 года

При заполнении заявки будьте внимательны! Указанные Вами данные вносятся в наградные документы. Поправки принимаются только до публикации наградных документов.

Поставить отметку "Нравится" под записью с информацией о конкурсе в любой нашей группе соцсети:

Поставить отметку "Нравится" на  информационной странице конкурса  нашего канала Яндекс.Дзен
Разместить фотографию рисунка на странице Вашего профиля в соц.сети. В описании к фотографии (не в комментарии) разместить хештег  #ВШДАмама и название работы

Положение конкурса

Часто задаваемые вопросы


Вопрос 1. Конкурс платный?

Все детские творческие конкурсы мы проводим БЕСПЛАТНО.

Кроме того, на ресурсе s-ba.ru мы размещаем бесплатно электронные наградные документы (дипломы и благодарственные письма).


Вопрос 2. У меня не загружается файл с конкурсной работой. Что делать?

Для загрузки доступны не все форматы файлов. Доступны: графические форматы (JPG, JPEG, PNG).


Вопрос 3. Может ли участвовать в конкурсе коллективная работа?

Нет, не может.


Вопрос 4. Можно ли заказать доставку оригиналов наградных документов?

После подтверждения итогов конкурса можно заказать оригиналы наградных документов, которые будут Вам направлены заказным письмом.

Стоимость изготовления печатного экземпляра и доставки заказным письмом оплачивается отдельно.


Вопрос 5. Сколько работ на конкурс можно подать от одного куратора, от одного участника?

От одного куратора принимается не более 25 работ.

На конкурс принимается одна работа от одного участника на Ваш выбор.


Вопрос 6. Как заполнить заявку, если работу ребенок делает под руководством родителей?

Конкурс организован для участников выполняющих работу под руководством работников образовательных организаций.

Если участник выполнял работу под руководством родителей, в этом случае при оформлении заявления в графе "Куратор" - указать ФИО одного из родителей, в графе "Должность" - "мама" или "папа", в графе "Образовательная организация" - населенный пункт.


Вопрос 7. Можно ли в графе куратор указать две-три фамилии?

Нет, нельзя. Куратор может быть только ОДИН. Данные куратора из заявки используются при оформлении диплома и благодарственного письма.

Фамилия имя и отчество куратора указываются полностью, без сокращений.


При заполнении заявки будьте внимательны. Указанные Вами данные вносятся в наградные документы. Поправки принимаются только до публикации наградных документов.

После публикации наградных документов на сайте https://s-ba.ru/results, изменения вносятся только в печатные варианты документов.

Взаимодействие дошкольной организации с воспитанниками в условиях самоизоляции

Михайлова Елена Владимировна


педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад "Соловушка" пос. им. Маршала Жукова, Курский район


Материалы конференции


В условиях самоизоляции дети дошкольного возраста в большей степени страдали от «жажды впечатлений», так как до изоляции они получали их во дворе, в детском саду, в развивающих центрах, взаимодействуя со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром.

В связи с профилактическими мерами (самоизоляцией), по недопущению распространения инфекции в период эпидемии заболевания, покидать дом можно было по определенным причинам, и дети вынуждены сидеть дома, их впечатления становились однобоки, и чаще всего носили негативный характер. Не покидая пределы квартиры, двигательная активность детей была ограничена, и не всегда была возможность у родителей занять ребенка по ряду проблем: то ли занятостью дистанционной работой, то ли личным неумением организовать игровую деятельность. Все это могло иметь такие последствия как: депрессия, повышенная возбудимость или даже агрессивность.

Как считают психологи, напряжение ребенка, даже в самой экстремальной ситуации, не катастрофично, если он испытывает чувство близости и внимания со стороны родных.


Для того чтобы дети дошкольного возраста пережили самоизоляцию с минимальными потерями для своей психики необходимо уделять больше времени ребенку, чтобы он ощущал защиту и безопасность. Так как дефицит впечатлений влияет на психологическое благополучие ребенка необходимо обеспечить источники новых впечатлений. Для дошкольников важно получать новую информацию, это могут быть и энциклопедии, и новые сказки, рассказы, собственные истории, а также информация о заболевании, в связи с которой  была объявлена самоизоляция, о профилактических мероприятиях проводимых в домашних условиях и за пределами дома.

Известно, что ведущий вид деятельности у дошкольника является игра, поэтому в условиях самоизоляции родителям воспитанников была оказана помощь в правильном моделировании предметно-развивающей среды в домашних условиях, в соответствии с возрастными особенностями ребенка, которая могла бы способствовать максимальному развитию личности ребенка.


У детей старшего дошкольного возраста более стабильные дружеские отношения, и они испытывают потребность в общении с друзьями. Для удовлетворения потребности в общении со сверстниками, наша дошкольная организация представляла такую возможность, организуя ежедневные видеоконференции, родители активно включились в такое взаимодействие и самостоятельно в домашних условиях организовывали ребенку видеосвязь с другом из группы или двора, предложив например нарисовать рисунок, а потом показать друг другу, или сделать аппликацию и т.д.

Ежедневно в утренние часы воспитатели и специалисты  организовывали видеоконференции для воспитанников своих групп, проводились творческие мастер-классы, которые ребёнок мог выполнить самостоятельно или при помощи взрослого в онлайн режиме.


В интернет пространстве педагоги нашей организации осуществляли поиск развивающих игр для детей, познавательные каналы,  в общем чате мессенджера предоставляли ссылки, проводили семинары и консультации где говорили о непрерывной продолжительности работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. А также был предоставлен комплекс офтальмологической гимнастики для детей  после работы с компьютером.

В самоизоляции все участники образовательного процесса прочувствовали приятные аспекты нового личного опыта, получили удовольствие, и это период, в данный момент, уже и воспоминаниях.

Буллинг в школе

Личикова Марина Сергеевна


педагог-психолог

МБОУ Сосновская СШ №2 р.п. Сосновское Нижегородской области


Материалы конференции


В современных школах нередко можно увидеть такую значимую проблему, как жестокое отношение школьников друг к другу. Выбрав человека, который не нравится, группа детей начинает его травить, обзывать, бить. Нам, как педагогам, необходимо предпринять все меры по прекращению школьного буллинга.

Впервые, это определение предложили Дэвид Лейн и Эндрю Миллер в 2001 году. По их словам «школьный буллинг – это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям)».

Существует множество причин школьного буллинга. Выделим некоторые из них. Так, школьники думают, что агрессивное поведение в образовательной среде допустимо. Что можно обижать, бить и задирать других. Таким ребятам нужно объяснить правила поведения в школе и за ее пределами. Некоторые, с помощью буллинга пытаются заслужить авторитет в глазах друзей и сверстников. Другие дети таким образом привлекают внимание влиятельных взрослых. Множество детей так ведут себя из – за скуки. Таким поведением школьники могут компенсировать неудачи в учёбе или общественной жизни. Давление со стороны родителей также может послужить проявлению жестокости детей. Хулиганское поведение так же характерно для детей, которые стали жертвами жестокого обращения или отсутствия внимания.

Рассмотрим категории детей, которые подвергаются жестокому обращению со стороны других ребят. Если у школьника есть физические недостатки – он носит очки, у него снижен слух или присутствуют двигательные нарушения (например, при ДЦП), то есть он не может защитить себя, физически слабее своих ровесников, то такой ребенок может быть подвергнут школьному буллингу.

Неуверенные, замкнутые, чувствительные, застенчивые, дети с импульсивным поведением так же относятся к данной категории.

Ребята с особенностями внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д. могут стать жертвами насилия со стороны ребят.

Дети с неразвитыми социальными навыками – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками, дети, испытывающие страх перед школой, домашние дети с отсутствием опыта жизни в коллективе, с болезнями, с низким интеллектом и трудностями в обучении – все они могут стать жертвами буллинга в образовательной среде.

Для педагогов и родителей важно увидеть, какой ребенок является жертвой школьного буллинга. Дадим характеристику поведения таких ребят: большую часть времени проводит один (одна); не может принимать участие в играх одноклассников; часто тайком плачет; все чаще забывает дома школьные вещи; у него (нее) падает интерес к учебе; из дома уносит деньги и ценные вещи; часто опаздывает на уроки; часто обращается в медицинский кабинет к сестре или врачу; не хочет ходить в школу; вынужден (вынуждена) носить книги и сумки других школьников; становится «мальчиком на побегушках» для других; ведет себя так же, как и те, кто его (ее) запугивает.

Для жертв школьного буллинга всегда есть особая обстановка. Например, такой ребенок всегда окружен (окружена) группой детей (обычно тех, кто запугивает), игнорируется большей частью класса, над таким ребенком постоянно насмехаются, постоянно подвергается издевательству, когда отвечает на уроке; постоянно видит оскорбительные слова, обращенные к нему (к ней), написанные на доске и на стенах, его (ее) парта стоит в стороне от остальных парт в классе; часто подвергается избиению.

У жертвы школьного буллинга особенный внешний вид и поведение:


  • может быть порвана одежда, оторваны карманы или пуговицы, на одежде следы ботинок;
  • школьный портфель в плохом состоянии, часто пропадают вещи;
  • на парте и стуле вырезаны оскорбления;
  • школьная эмблема повреждена или оторвана;
  • носит с собой слишком много денег;
  • на теле синяки, лицо бледное, распухшие от плохого сна глаза;
  • по утрам часто сказывается больным, чтобы не ходить в школу;
  • плачет по ночам;
  • обычно мрачное выражение лица, часто отсутствующий взгляд, старается не смотреть в глаза, иногда притворяется веселым (веселой).


Взрослый так же может усугубить ситуацию, если он:


  • унижает ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
  • негативные или саркастические высказывается по поводу внешности или происхождения ученика;
  • устрашающе и угрожающе высказывается или показывает это жестами.


Как же взрослому реагировать на ситуацию школьного буллинга и какие меры предпринять?


  • При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
  • Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
  • Проводится непосредственная работа с жертвами и преследователями.


В наших силах не допустить такого поведения детей в школе. В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям:


  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.


Для ребенка, ставшего объектом травли, важна поддержка родителей и других взрослых. Они могут дать ему надежду, что его жизнь и общение изменятся к лучшему, что не все дети агрессивны, что он заслуживает любви, как и все остальные, и не обязан переживать свой стресс в одиночестве. Дети не способны справляться в одиночку со всеми проблемами. Каждому ребенку нужно, чтобы его видели, слышали и принимали.

Буллинг в образовательной среде

Волкова Елена Юрьевна


учитель английского языка

МБОУ Гимназия № 23, г. Иваново


Материалы конференции


К сожалению, в последнее время сводки новостей пестрят все новыми и новыми сюжетами о страшных конфликтах между подростками в школе или на улице. Найти видеоролики, где дети разного возраста открыто демонстрируют свою агрессию на камеру, и нередко это находит поддержку среди сверстников. Что стало причиной этой детской жестокости? Что такое буллинг? Каковы способы решения и предотвращения возникновения этой проблемы?

Понятие «буллинг» появилось сравнительно недавно, несмотря на то, что оно характеризует ситуацию, существовавшую много лет. Буллинг (от англ. bully- грубиян, хулиган) – это издевательство или форма отношений в коллективе (чаще всего в детском), когда один или несколько представителей, пользуясь своей силой, издевается, унижает или держит в страхе других. Аналогом таких отношений моно назвать «дедовщину», существовавшую в армии с давних пор. Однако, если при «дедовщине» иерархия отношений имеет вертикальный характер (старшие оказывают давление на младших, отсюда и название данного понятия), то при буллинге сторонами конфликта могут выступать и ровесники одноклассники, одногруппники и т.п.


Проблема насилия и агрессии изучается специалистами на протяжении многих лет. Стремительное распространение буллинга как формы насилия пугает, ведь по результатам опроса интернет-сайта KidsPoll, в котором приняли участие более 1000 детей, почти 50% школьников подвергалось агрессии со стороны других детей, причем половина из них – неоднократно.

Удивительно, что некоторые подростки, проявляющие агрессию по отношению к другим, воспринимают свои действия как шутку. Поэтому важно разобраться в том, какими бывают формы насилия. Ученые выделяют следующие типы:

  1. Физический – умышленные удары, точки, побои, нанесение телесных повреждений. Порой может включать в себя и формы сексуального насилия над другими. Как правило, осуществляется целой группой обидчиков, нападающей на одного заведомо слабого противника.
  2. Психологический – воздействие на психику путем оскорблений, угроз или других действий, не наносящих очевидного физического ущерба, но приводящих к возникновению психологической травмы. К этому типу можно отнести:

 - вербальный буллинг (когда человеку придумывают обидные прозвища, оскорбляют, дразнят, распространяют слухи, порочащие его репутацию)

 - оскорбительные жесты и действия (к примеру, плевки)

 - запугивание

 - шантаж

 - вымогательство

 - порча личного имущества

- кибербуллинг, получивший в последнее время широкое распространение (унижение посредством соцсетей, интернета, мобильных телефонов или других гаджетов).

Как и в любой другой ситуации насилия, участники буллинга в образовательной среде могут иметь следующие роли: «жертва», «обидчик», «свидетели».

По мнению психологов, «обидчиками» чаще всего могут стать следующие категории детей:

  • Те, кто стремиться к подчинению для достижения собственных целей
  • Дети с низко развитой эмпатией
  • Мечтающие о лидерстве, но не имеющие возможности добиться его, не прибегая к агрессии
  • Импульсивные личности, склонные к жестокости
  • Убежденные в собственном превосходстве над другими

Характерной чертой школьного буллинга является то, что чаще всего в нем задействована целая группа детей. В роли «свидетелей» или союзников агрессора могут находиться:

  • Те, кто не хочет оказаться на месте жертвы или не хочет выделяться из толпы
  • Те, кто дорожит своими отношениями с агрессором или находятся под его влиянием
  • Те, кто считает подобные действия развлечением
  • Безынициативные личности
  • Дети из неблагополучных семей
  • Дети, испытывающие страх перед наказаниями

Жертвами буллинга обычно становятся тревожные личности с низкой самооценкой, склонные к депрессиям и самобичеванию, имеющие особенности внешности или поведения (это может быть связано и с состоянием здоровья жертвы), физически слабые и пугливые, замкнутые, одинокие и застенчивые личности.


Следует отметить, что в последнее время буллинг в образовательной среде может складываться не только по схеме ученик – ученик, но и между учителем и учеником или группой учеников, а также между родителями и учителем или родителями и учениками. К сожалению, в последнее время учителя все чаще становятся жертвами буллинга со стороны родителей и даже учеников. Во многом это связано с тем, что сотрудники образовательных учреждений в своих действиях ограничены законом об образовании и обязаны следовать основным принципам педагогической этики, а другая сторона конфликта чувствует свою безнаказанность и не всегда обладает чувством меры. И способностью контролировать свои эмоции и действия.

Чаще всего буллинг является скрытым процессом, причинами которого могут стать:

 - агрессивность и злоба

 - чувство физического превосходства агрессора и физическая слабость жертвы

 - чувствительность жертвы и неумение постоять за себя

 - замкнутость и застенчивость жертвы, ее одиночество и социальная отрешенность

 - чувство зависти

 -рассовые, имущественные или культурные предрассудки

 - тайное чувство неуверенности в себе как у жертвы, так и у агрессора

 - подростковая импульсивность максимализм и неумение анализировать и управлять собственными чувствами


Важной причиной стремительного распространения буллинга в подростковой среде является юридическая безграмотность и ощущение собственной безнаказанности, ведь многие агрессоры, запугивая своих жертв, считают, что за этим не последует никакого наказания. Поэтому одним из способов профилактики агрессии в школе может стать просвещение сторон в вопросах законодательства, развитие осознания чувства ответственности за свои поступки, беседы с сотрудниками полиции и инспекции по делам несовершеннолетних.

Еще одним способом решения данного вопроса может стать воспитание жизнестойкости и стрессоустойчивости как среди учеников, так и среди других участников образовательного процесса, создание среды с ощущением постоянства и защищенности, с одной стороны, и ответственности за себя и свои действия с другой. Здесь может помочь качественная работа школьного психолога (как с детьми, так и с сотрудниками), привлечение специалистов извне, беседы с представителями различных общественных организаций.

Также необходима ясная и четкая, однозначная формулировка правил, доведение их до каждого участника образовательных отношений, проведение регулярных психологических диагностик, беседы с родителями и детьми по их результатам, совместный анализ возникших проблем и поиски путей их решения.


Решению проблемы буллинга в сфере образования может способствовать не только школа. Важная роль в этом вопросе отводится воспитанию в семье. Именно семья отвечает за то, какие моральные качества будут заложены в каждом ребенке.

Вряд ли найдется такой родитель, которые пожелает увидеть своего ребенка в роли «обидчика», «жертвы» или «свидетеля» агрессии. Взрослым тоже важно осознавать свою ответственность в этом вопросе. Возможно, будет полезным применять практику школ для родителей не только на уровне подготовки к рождению ребенка и его воспитанию до трех лет. Помощь специалистов может оказаться необходимой на разных возрастных этапах, в разных жизненных ситуациях. Многие родители полагают, что отлично знают, как обращаться со своим ребенком, особенно, если в семье он не один. Но это мнение может оказаться ошибочным и привести к необратимым последствиям, ведь каждый ребенок уникален, он является постоянно развивающейся личностью. И взрослые должны сделать так, чтобы это развитие шло в правильном направлении.

 

Дистанционное обучение - вызов или возможность

Закирова Татьяна Валерьевна


учитель английского языка

МАОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка» г. Пермь


Материалы конференции


Учебный год 2019-2020 стал особенным для всех участников образовательного процесса: для учителей, обучающихся, родителей и администрации. Я отношусь к группе учителей и могу сказать, что учительское сообщество разделилось на две группы. Учителя первой группы отказались вести уроки на «дистанте» (дистанционно), считая их неэффективными и бесполезными. Вторая группа учителей решила взять от дистанционного обучения максимум, расширить свои возможности, изучить новые доступные он-лайн ресурсы и пройти курс саморазвития на различных он-лайн площадках. Иными словами, учителя, относящиеся ко второй группе, сами стали обучающимися, которые «не могут изменить сложившуюся ситуацию в образовании, но могут изменить свое отношение к ней».


Как сказал один известный мастер йоги в Америке, «Учитель учителей» Рольф Гейтс: «Быть способным учиться – значит уметь встречать жизнь, этот ни с чем не сравнимый момент, когда вы знаете, что вы не знаете». Вот и мы, учителя, столкнулись с новой системой дистанционного обучения и начали ее изучать.


Перед нами возникло множество вопросов по реализации дистанционного обучения. Как провести полноценный урок онлайн? Как организовать работу детей на «дистанте»? Какие ресурсы будут способствовать повышению мотивации у обучающихся? Какие образовательные площадки будут безопасны для всех участников процесса? Как организовать обратную связь с обучающимися? Как вести оценивание их работы? И многие другие. Когда у тебя в голове такое количество вопросов, ты начинаешь паниковать, но затем ты «берешь в руки весла» и продолжаешь работать.

В начале я сделала обзор онлайн-площадок, которые могу использовать для проведения уроков. Для этого я принимала во внимание такие критерии как бесплатный доступ, защищенный вход на урок, доступность трансляции материала, включающего не только презентации, но и видео/аудио контент, и, на мой взгляд, самый главный критерий, видеть и слышать обучающегося на дистанционном уроке. В конечном результате я выбрала цифровую платформу zoom.


Вторым этапом планирования урока на «дистанте» было соблюдение всех санитарных правил и норм. Согласно данным требованиям продолжительность урока не должна превышать 30 минут, а непосредственно работа перед монитором не должна превышать 15 минут для детей 6-10 лет и 20 минут для детей 10-13 лет. Я работаю в первых, вторых и седьмых классах, соответственно планируя урок в начальной школе, я разделила его на три этапа. Первый этап: 10 минут в режиме онлайн на площадке zoom, включающий фонетическую зарядку, объяснение материала или развитие умений говорения, чтения, аудирования, письма в зависимости от цели урока. Второй этап-10 минут - это самостоятельная отработка материала, работа с учебником, выполнение письменных упражнений, в это время обучающиеся могли со мной связаться и задать мне возникающие вопросы. Третий этап-это домашнее задание, на его выполнение также отводится 10 минут. Домашние задания включают не только работу с учебником, но и работу на таких образовательных ресурсах как learningapps.com, learnenglish.britishcouncil.org, quizlet.com и другие. Преимуществом данных ресурсов является то, что я могу видеть результат работы обучающихся и помочь им с теми заданиями, в которых у них были трудности.

Уроки в средней школе, в седьмых классах выстраивались аналогично, но здесь время он-лайн конференции увеличивалось, обучающиеся с легкостью могли перейти на другую платформу для выполнения квизов и тестов, не покидая он-лайн конференцию в zoom.

Приведу пример дистанционного урока по теме «FilmReview» в седьмом классе.

Цель урока: развитие компенсаторных навыков и умений у обучающихся при работе над темой “Film Review”.

Задачи урока:


  • развитие способностей обучающихся к целеполаганию;
  • развитие умения выходить из проблемных, тупиковых ситуаций;
  • развитие умения самооценки достигнутых результатов;
  • актуализация лексики по теме «Хобби. Кино»;
  • развитие умения чтения с полным понимание;
  • развитие умения написания рецензии к фильму;
  • использование дифференцированного подхода;
  • развитие умения говорения (Монологическое высказывание по теме «FilmReview»).


На первом этапе обучающимся было предложено поставить свою цель к уроку, что они хотят узнать на уроке, какие навыки и умения развить. Данные цели записывались в чате. Затем для создания взаимопонимания обучающихся спросили о самых популярных занятиях во время карантина, тем самым был сделан подход к теме «Просмотр фильмов». На втором этапе «Постановки проблемы» обучающиеся рассуждали о том, как правильно выбрать фильм, но ни кто не упомянул о возрастном ограничении к фильмам, поэтому увидев аббревиатуры, связанные с возрастными категориями, которые пишутся в рецензиях к фильму, обучающиеся не сразу смогли их расшифровать. Этот материал стал новым для учеников. На третьем этапе обучающиеся проанализировали выбор фильма, который они сделали до урока и увидели, что ими не был учтен критерий возрастного ограничения.


Следующий этап был «тупиком» для обучающихся. Ученикам было предложено написать рецензию к фильму, но они не знали, как это сделать, так как ни разу не сталкивались с данным видом работы. При выявлении имеющихся знаний по составлению рецензии к фильму, обучающиеся создали свой план, а затем сравнили его с планом, предложенным на платформе britishcouncil. Работая на данной платформе, обучающиеся детально прочитали рецензию к фильму, выявили основные пункты рецензии, выполнили тест на понимание структуры написания рецензии, а также сравнили свой первоначальный план с предложенным на платформе. Следующим этапом урока стал просмотр трейлера к фильму по книге Роальда Даля «Матильда», именно данную книгу мы читали на уроках домашнего чтения, ученики владеют необходимой лексикой из книги и знают сюжет. После просмотра трейлера обучающимся было предложено два варианта написания рецензии: с использованием только составленного плана, либо выполнение упражнения «вставьте в пропуски слова» в уже готовую рецензию на фильм. Следует отметить, что многие из учеников выбрали сложную задачу и справились с ней. В заключении урока обучающимся было предложено вернуться к своим целям, поставленным в начале занятия, и проанализировать, смогли ли они их достичь или поработать над их усовершенствованием.


Продолжительность данного урока 30 минут, из них 20 минут работа непосредственно перед монитором и 10 минут написание рецензии к фильму. Положительные отзывы об уроке показали, что дистанционное обучение-это и вызов к познанию нового, и возможность продолжать создавать интересные, продуктивные уроки, вовлекать в них обучающихся и  развивать их языковые умения и навыки.

Библиография


  1. Рольф Гейтс. Путь йога. 365 советов по развитию осознанности и сострадания в повседневной жизни.-https://www.litres.ru, 2018.
  2. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для учащихся школ.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Министерства Образования и науки Российской Федерации. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897.


Дистанционное образование в педагогической подготовке учителей физической культуры

Матова Елена Львовна


доцент кафедры теории и методики ФКиС

БФУ им. И. Канта, г. Калининград


Материалы конференции


Проблема дистанционного образования и профессиональной подготовки бакалавров, магистров физической культуры стала предметом педагогических дискуссий. При этом основной вопрос заключается в создании информационно-образовательной среды в подготовке будущих спортивных педагогов (А.Г. Абросимов, Е.Н. Зайцева, Е.В. Лобанова, С.Л. Лобачев, С.Л.  Мякишев, С.А. Назаров и др.).

На наш взгляд, сложность внедрения дистанционного образования в подготовку  будущих учителей физической культуры состоит в том, что, с одной стороны, учителя должны обладать узкоспециальными компетентностями по формированию физической культуры школьников (что требует реализация ФГОС третьего поколения). С другой стороны, решение задачи создания информационно-образовательной среды в современных школах невозможно без высокого уровня информационной культуры и профессиональной подготовки спортивных педагогов в области информационно-коммуникативных технологий. Остановимся на педагогическом опыте использования дистанционного образования в педагогической подготовке учителей физической культуры в БФУ им. И Канта.

Формирование педагогических компетентностей спортивных педагогов связано с развитием осознанного отношения студентов к педагогической деятельности (высоким уровнем профессионально-педагогической этики, педагогического мастерства и других компонентов педагогической культуры). Одним из требований к современному спортивному педагогу является повышение уровня педагогического  мастерства, использование ими новых технологий в области ФКиС, а так же информационных технологий.

Суть технологического подхода основана на идее управления образовательным процессом. Он предполагает четкое инструментальное управление и выполнение определенных целей и задач обучения. Данное направление подробно рассматривается отечественными и зарубежными педагогами ((В.П. Беспалько, Л. Андерсон, Б. Блум, Т. Гилберт, Р. Мейджер, А. Ромишовски и др.). Управление образовательной деятельностью, по мнению специалистов, наиболее эффективно осуществляется посредством модульной технологии обучения (М.И. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.).

В ряде работ рассматриваются вопросы применения модульного обучения в физкультурном образовании (Л.Б. Андрющенко, Т.Г. Коваленко Н.Н. Никитушкина, Ж.К. Холодов и др.), рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов, особенности ее применения в образовательном процессе (В.Н. Беседина, Г.Л. Драндров, Л.Н. Дроздова, Б.Х. Ланда, В.М. Наскалов, М. Ю. Яковлева).

Мы считаем, что в современных условиях важно создание опережающей информационной среды физкультурного образования, которая могла бы позволить школьникам, студентам, всем специалистам в области ФКиС свободно обмениваться актуальной базой знаний. Прежде всего, это базы данных по новым учебникам, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, защищенным диссертациям, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с населением, выпускным квалификационным работам студентов, мультимедийным изданиям и т.д. Однако, решение данного вопроса задерживается из-за низкой подготовленности педагогических кадров к технической работе с современными базами  информационных ресурсов. Проблема создания информационной среды в области физкультурного образования и материально-технической базы является основополагающей и заключается в создании и использовании единых образовательных ресурсов, что способствует обмену информацией и распространению разработок в данной области (Храмов, В.В., Ширшова, Е.О., Матова, Е.Л. Способы представления информации о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации).

В рамках преподаваемых педагогических модулей в подготовке будущих спортивных педагогов в БФУ им. И. Канта активно используется электронная система обучения brs.kantiana.ru, в которой студентам предоставляется возможность в любое время использовать справочные материалы, содержание лекций  и проходить тестирование знаний, получать консультации преподавателей. Традиционное академическое обучение сочетается с новыми формами занятий. Например, в системе lms-3.kantiana.ru находится большая часть научно-методической литературы по дисциплинам «Педагогика и психология», «Педагогика ФК», где студенты могут работать в дистанционном режиме, при этом преподаватель корректирует и направляет освоение учебного материала. Большим достоинством учебной информационной сети, на наш взгляд, является  возможность использовать современные on-line диагностики профессиональных педагогических компетентностей. Познакомимся с одной из них.

На примере темы лекции №8 «Современные системы воспитания» рассмотрим возможности использования Интернет-ресурсов для оценки профессиональных педагогических компетентностей будущих спортивных педагогов. После ознакомления с материалами лекции, выполнения практических и контрольных работ студентам предлагается  пройти on-line интенсив «Я-учитель 2020» (по ссылке «тестирование профессиональных компетенций» https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv/). Студенты решают 24 педагогические ситуации и получают результат, который дает возможность оценить свои педагогические компетенции. Данный интенсив-тренинг разработан  сотрудниками по продвижению образовательных инициатив в органах государственной власти и Яндекс Учебник, размещен на образовательной платформе Самарского института развития образования

В результате выполнения теста каждый студент получил профиль компетенций по шести категориям: анализ своих действий, ориентация на учебный результат, сотрудничество с коллегами, развитие учеников, индивидуальный подход, атмосфера в классе.

Кроме традиционной оценки знаний студенты получают оценку развития собственных учебных достижений – в данном случае это оценка развития профессиональных компетенций по шести показателям. Каждый участник получает индивидуальные рекомендации и список полезных ресурсов для дальнейшего обучения.

 

№ ФИО

Анализ своих действий

Ориентация на учебный результат

Сотрудничество с коллегами

Развитие учеников

Индивидуальный подход

Атмосфера в классе

1. Севбо Д.И.

44%

83%

100%

92%

100%

73%

2. Сугако С.О.

78%

83%

100%

75%

67%

80%

3. Сподарец Д.Р.

44%

58%

75%

92%

75%

87%

4. Леонов С.В.

67%

67%

50%

75%

42%

80%

5. Нарежная В.В.

44%

50%

83%

58%

50%

73%

6. Бабинец Д.С.

78%

83%

75%

92%

67%

87%

7. Соловьева Е.

57%

67%

92%

83%

58%

87%

 

Как видно из таблицы 1, результаты оценки профессиональных компетентностей варьируют (от низких  - 44%, до высоких  - 100%). Следует отметить низкие результаты студентов по сформированности компетенции «анализ своих действий», что связано с отсутствием у студентов практического опыта взаимодействия со школьниками на уроках, в учебном процессе, поэтому встает вопрос о развитии данного показателя у трех студентов (№1,3,5). Обобщение полученных результатов позволяет преподавателю проанализировать освоение студентами темы, раздела, курса или модуля, разнообразить его портфолио, то есть индивидуализировать процесс обучения и оценить его  качество.


Таким образом, создание информационной среды в подготовке спортивных педагогов имеет актуальное значение. Являясь частью профессиональной подготовки, дистанционное обучение позволяет организовать формирование психолого-педагогических компетентностей  студентов. Использование электронной системы обучения структурирует его по модульному принципу, модернизирует содержание дисциплин. В настоящее время идет разработка технологии проектирования индивидуальных интегративных образовательных дорожных карт обучения будущих спортивных педагогов и создание информационно-образовательного пространства для их практической реализации.