0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Список статей

Подписаться на RSS

Здоровьесберегающие технологии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Силаева Жанна Владиславовна

воспитатель
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  д/с №47, г. Североморск               


Оригинал публикации


Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить , поддержать и  обогатить            здоровье         детей.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных  учреждений. 
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

           Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться     о          своем  здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.


           Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

- проведение профилактической оздоровительной работы;

- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

- мотивация детей на здоровый образ жизни;

- формирование полезных привычек;

- формирование валеологических навыков;

- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами).


- технологии профилактики заболеваний;

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

-коррекция возникающих функциональных отклонений;

- отслеживание характера течения хронической патологии;

-реабилитация           соматического          состояния       здоровья;
 -контроль качества организации питания;

- витаминопрофилактика;

- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;


Физкультурно-оздоровительные  (физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников)

- процедуры закаливания;

- валеологические занятия;

- спортивные мероприятия;

- недели здоровья;

- проведение подвижных игр;

-прогулки-походы и т.д.


Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

- Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,  «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.


Валеологическое просвещение родителей (обеспечение  образованности родителей воспитанников ДОУ в вопросах здоровьесбережения)

- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;

- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д;

- Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и т.д.);

- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;


- Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).



Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-ритмопластика (2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста);
- динамические паузы, физкультминутки (на занятиях и в перерывах между занятиями по 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах);

- утренняя гимнастика и гимнастика после сна (по 5-10 минут во всех возрастных группах);

-пальчиковая             гимнастика (проводится в любой удобный отрезок времени во всех возрастных группах);      

-дыхательная гимнастика (В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста);

-гимнастика для глаз (ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
- подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры;

-оздоровительный бег (со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке);
-релаксация (для снятия мышечного, эмоционального напряжения, можно использовать спокойную музыку, звуки природы)

Технологии обучения здоровому образу жизни:

-физкультурные занятия;

-проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);

-коммуникативные игры;

-занятия (ЗОЖ);

- самомассаж;

Коррекционные технологии:

-технологии музыкального воздействия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах);

-технологии воздействия цветом (как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста);

-технологии коррекции поведения (сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста);

-сказкотерапия (2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста);

Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


Литература:

  1. Дергунская В.А, Никонец И.И, Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни   у старших дошкольников // Детский сад теория и практика.-2010.-№10.-с 12-19.
  2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.


Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Маликова Венера Хамитовна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение детский сад No 11 комбинированного вида, Россия, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

Оригинал публикации 


Проблема  здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так для практики. Ее актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому, одной из главных задач любого ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается.


Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, я поставила перед собой три основные задачи:

1.сохранить здоровье детей.

2.создать условия для своевременного психического развития.

3.обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

4.использовать здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе.


В своей работе я использую современные  здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной , образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Провожу динамические паузы 2-5 мин, во время занятий и по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не секрет, что современные дети испытывают двигательный  дефицит, количество движений ниже возрастной нормы. Поэтому  ежедневно на прогулке, в групповой комнате провожу  подвижные спортивные игры с малой и средней подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения.  Для психического здоровья детей провожу релаксацию. Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений, учат умению расслабляться. Ежедневно провожу с детьми индивидуально либо с подгруппой - пальчиковую  гимнастику. Так как пальчиковая гимнастика тренирует мелкую  моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени для снятия зрительного напряжения  использую гимнастику для глаз, во время проведения использую наглядный материал .

Для постепенного пробуждения делаем бодрящую гимнастику в течении  5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на кроватях, и ходьба по массажным коврикам,  умывание. Проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия в соответствии с программой по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия укрепляют организм и повышают иммунитет.         Уделяем большое внимание технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Для этого провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: « Я и мое тело», « Мой организм», «Глаза – орган зрения», и т.д. С детьми проводим самомассаж в игровой форме, обучаем простым массажным движениям в стихотворной форме.


Также, хорошо зарекомендовал себя оздоровительный кислородный  коктейль, который применяется для всего детского сада. Он помогает сконцентрироваться, улучшает память, зрение, увеличивает выносливость. Также в группе создали «Уголок здоровья» оснастили традиционными пособиями и нестандартным оборудованием: это коврики из пробок, пуговиц, султанчики, вертушки, различные  массажеры, спортивные мешочки и др. В уголке здоровья находятся книги, энциклопедии, схемы про здоровье, наглядный  материал, пособия.  Здоровьесберегающие  технологии применяю и  в работе с родителями: это  беседы по профилактике заболеваний, консультации, памятки, папки-передвижки, собрания, физкультурные  праздники, мастер-классы, досуги. При проведении досугов  дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,  соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом ведут себя непосредственно, раскованно. Применяя в работе здоровьесберегающие технологии: как динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную, физкультурное занятие, самомассаж я повышаю  результативность воспитательно - образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.  Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий – оказалось успешным.

 

                           Библиографический список

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие  технологии обучения.
  2. Волошина Н. А. Организация здоровьесберегающего пространства «Дошкольное воспитание» № 12, 2004.
  3. Интернет – ресурсы.


Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Ефремова Ирина Васильевна

Учитель биологии

МБУ «Школа №10» г. о. Тольятти


Оригинал публикации

Темпы современной жизни, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки - все эти факторы ухудшают состояние здоровья не только взрослых, но и подрастающего поколения. Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. В нашей жизни существует много объективных и субъективных причин, заставляющих забыть о том, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

 К сожалению, в настоящее время учебный  процесс в образовательных учреждениях  организован таким образом, что умственные нагрузки на  растущий организм школьника зачастую приводят к хроническим заболеваниям опорно-двигательной  системы и органов зрения.

Основные направления государственной  социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, Закон «Об образовании», а так же другие правительственные документы определяют приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, подчеркивают значимость физического развития  ребенка для  современного общества.

Данной статьей я  хочу привлечь внимание педагогов и школьников к  проблеме ухудшения состояния здоровья учащихся и частично решить ее в нашей школе с помощью  разминок, физминуток  во время уроков и на переменах. Кроме того,  с внедрением  предлагаемых мной здоровьесберегающих технологий, во время школьных перемен снизится риск  травматизма учащихся и увеличится физическая нагрузка, которая снизит гиподинамию в учебном процессе.

Цель работы:

формирование у школьников правильного отношения к собственному здоровью и привлечение внимание педагогов школы  к этой проблеме.

Задачи:


  • разработка и адаптация подвижных игр  для  проведения их в рекреациях и кабинетах школы;
  • изготовление спортинвентаря из бросового материала для проведения разминок;
  • обучение старшеклассников для проведения подвижных игр с младшими школьникам, средним звеном, старшеклассниками;
  • проведение игр в школе;
  • мониторинг проведенных мероприятий.


Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

1.1. Состояние здоровья школьников   в Самарской области

За последние годы у 70-80% детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе, хронические заболевания. Значительное место в имеющейся патологии занимают различные нарушения нервно-психической сферы, выявляющиеся у каждого четвертого-пятого первоклассника. К таким отклонениям относятся задержки интеллектуального, моторного, речевого развития, невротические проявления и другие заболевания.  Среди детей,  идущих в первый класс, около 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания верхних дыхательных путей.

Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости и ухудшения здоровья. У 15% учащихся отмечается снижение массы тела, снижение гемоглобина в крови,  у 20% ухудшается психическое здоровье.

За период обучения с первого по восьмой класс число здоровых учащихся снижается в четыре-пять раз. В некоторых классах вообще не удается выявить школьников с первой группой здоровья.

Ухудшение состояния здоровья происходит главным образом, за счет снижения показателей физического развития, а именно за счет увеличения числа учащихся с недостаточным  физическим развитием, т.е. с дефицитом массы  тела или ожирением.

Согласно статистическим данным Самарской области, от первого к седьмому классу,   за последние 3 года выросло число детей и подростков:


  • с увеличением массы тела до 20%;
  • с нарушением осанки до 50%;
  • с близорукостью до 35%;
  • с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта до 10%;
  • с нервно-психическими отклонениями до 40%.


Ознакомившись с данной   статистикой по области, я решила изменить ситуацию  состояния  здоровья учащихся в нашей школе  в лучшую сторону, помочь адаптироваться к учебным нагрузкам и режиму школы.

1.2.Деятельность в рамках здоровьесберегающих технологий

на базе МБУ «Школа №10».

В нашей школе обучается более 600 учеников.  Ежедневно учащиеся школы  затрачивают много сил и энергии на умственную деятельность, и  трех уроков физкультуры, проводимых в течение  недели, недостаточно для снятия  умственного напряжения в течение учебного времени.

В процессе мониторинга выяснилось, что наиболее эффективными для здоровья являются упражнения, в которых работают все группы мышц, поэтому  в выборе комплексов упражнений я отдаю предпочтение общедоступным подвижным играм. Их можно использовать на переменах в коридорах, в классах, а в теплое время года  - на улице. Самое главное при проведении таких игр – они доставляют удовольствие, помогают снимать напряжение в период обучения. Для разработки упражнений, составления комплексов  из этих упражнений, составления речевок была сформирована творческая группа из учеников 11 класса.

Бросовый материал для изготовления спортинвентаря был принесен учащимися из дома. Для изготовления инвентаря использовались:


  • Крупа перловая;
  • Носки;
  • Ткань для пошива мешочков;
  • Пластиковые бутылки;
  • Бельевая веревка, резинка;
  • Использованные фломастеры;
  • Теннисные ракетки;
  • Использованная ксероксная бумага.
  • Малярный скотч.


1.3. Этапы внедрения  здоровьесберегающих технологий

на базе МБУ «Школа №10»

Для успешной реализации деятельности по проекту  мы составили график работы и выбрали ответственных.

Деятельность

Сроки

1

Набор группы  активистов из числа учащихся 11а  класса  МБУ «Школа №10» в количестве  8 человек.

Сентябрь

 

2

Разработка упражнений и игр для переменок и уроков. Сочинение речевок для сопровождения физминуток на уроках.

Сентябрь

 

3

Обучение группы для работы с младшими классами и средним звеном

Сентябрь

4

Изготовление спортинвентаря из бросового материала. Из дома были принесены старые носки, лоскутки, крупа, резинки, веревки и пластиковые бутылки. Учащимися были изготовлены: 12 мячей, 3 скакалки, емкости для ловли мячей, мишени, кегли из бутылок, мяч для боулинга, ракетка – ловушка.

Сентябрь

 

5

Проведение игр в школе №10.

Сентябрь-май

6

Проведение входной диагностики

Сентябрь

7

Проведение промежуточного  мониторинга

Январь

8

Проведение итогового  мониторинга.

Май

9

Подведение итогов.

Май

 

2.Эффективность внедрения здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе.

2.1. Мониторинг внедрения здоровьесберегающих технологий на базе МБУ «Школа №10».

         В мониторинге  приняли  участие школьники, учителя и родители школьников. Для проведения мониторинга были составлены анкеты для всех категорий участников  мониторинга, проведены ежемесячные   анкетирования,  с целью выявления  количества участников активных перемен и их отношения к проводимым разминкам.   Полученные данные  обработаны,  а результаты обработки представлены в виде  следующей диаграммы:

2.2. Результаты мониторинга  внедрения здоровьесберегающих технологий на базе МБУ «Школа №10».

         Из диаграммы видна положительная динамика результатов внедрения здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе нашей школы. В связи полученными данными и отзывами от родителей и педагогов данная деятельность актуальна и важна.  В результате реализации  здоровье сберегающих технологий около 210 учащихся   МБУ «Школа №10»  получили возможность активно и организованно проводить школьные перемены, а так же во время урока снимать напряжение и усталость с помощью  разминок.

2.3. Рекомендации для педагогов.

 Двигательный режим большинства учащихся ограничивается занятиями на уроках физкультуры и прогулками от дома до школы. В результате большую часть суток учащиеся  нашей школы ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки, просматривая телепередачи или работая с компьютером или сотовым телефоном.  Недостаток двигательной активности сказывается на состоянии здоровья: артериальном давлении,  дети быстро утомляются, у них резко меняется настроение, что приводит к гиподинамии, которая может вызвать состояние стресса и риска  развития сердечнососудистых заболеваний.

Чтобы сохранить здоровье,  поддержать высокую работоспособность, укрепить защитные силы организма, преодолеть стрессы необходимы регулярные занятия физкультурой. 

Рекомендации по проведению физминуток в школе:


  • Для1-4 классов – на 2,3,4 уроке через 15 минут от начала урока в течение 1-2 минут;
  • На перемене 1-4 классов – подвижные игры после 2,3,4 урока;
  • для 5-6 классов – на 2,3,4 уроке по расписанию в середине урока по 1-2 минуты;
  • на перемене – после 3,4,5 урока;
  • для 7-9 классов –минуты релаксации в середине урока в течение 1-2 минут на 3,4,5,6 уроке.


Комплекс упражнений для проведения физминуток-разминок

Выполняются в сопровождении речевок.

1.ЗоопаркПтица по небу летит,

Слон ушами шевелит,

Заяц быстро прыг, да скок на пенёк.

(Дети делают взмахи руками,

Охватывают руками себя за плечи,

Прыгают на обеих ногах,

а потом на каждой отдельно)

2.Стороны света.

Повернулись все на юг,

Машет крыльями индюк,

Повернулись на восток,

Серый заяц прыг да скок.

Повернулись все на север,

Там полярная звезда

Из леса выведет всегда.

Повернулись мы на запад,

Листья по ветру летят,

Журавлям отлет сулят.


  1. Светофор


На зеленый мы шагаем дружно в ряд,

хлопаем в ладоши.

На красный свет не иди,

Просто, просто отдохни,

Переведи дух, оглянись вокруг.

Желтый свет сомнений полон,

Подождать или идти,

Кто совет мне даст в пути,

Если знаешь точно ты,

На который свет идти,

То сомненья прочь гони.


  1. Гуси прилетели,


Возле моря сели,

Искупаться в море синем

Гуси захотели.

Полетим до дому,

К берегу родному,

Там напьемся из криницы

Ключевой водицы


  1. Времена года.


Вот закончилась зима (потягиваются)

Зверям стало не до сна.

(потягиваются)

Значит на дворе весна.

Прилетели птицы к нам (машут руками)

Деревья оживают,

Ручьи побежали (бегут)

Лето звонкое пришло,

На лугах все зацвело (пляшут).

Пляшут мухи и жуки,

Поют песни соловьи

Лето прославляют, (машут руками)

Осень ожидают (прыгают).

Вот подул ветерок,

Заяц серый под кусток (приседают),

А медведь в берлогу,

Ласточка – в дорогу. (машут руками)

Комплекс упражнений для проведения подвижных игр.

Подвижные игры с бумажными мячами

1.“Самый меткий, ловкий, быстрый”

Каждому ребенку в команде дается лист бумаги. По команде “начали” они должны смять лист бумаги, превратив его в мяч, и попасть в обруч. Выигрывает та команда в чьем обруче больше всего мячей.


  1. Игра в снежки (Выбивала). Используются сделанные детьми бумажные мячи. Они будут создавать имитацию снежков.
  2. Болото. Каждому участнику выдаются два листа бумаги. Он должен пройти расстояние до обруча, перекладывая поочередно листы, наступая на них. Обратно возвращается бегом, эстафету передает следующему в команде
  3. Городки. Ставятся несколько кеглей и дети бумажными мячами сбивают их. Та команда, которая сбила больше кеглей, выигрывает.


Подвижные игры с мячами,  сшитыми из ткани, наполненные крупой.

«Не урони!»

1.Создаются 2 команды по 6 человек. Каждый член команды получает мяч, зажимает  его между колен, и, прыгая на двух ногах, доносит его до линии, проведенной мелом на расстоянии 5 метров от старта.  Оставляет мяч, возвращается назад бегом.  Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила.

2.Задание такое же, только  участники несут мяч на голове. Важно не уронить мяч.  Игрок, уронивший мяч возвращается на старт и начинает заново.

3.Жонглирование бумажными мячами, мячами из крупы.  Побеждает тот участник,  у кого не упадет мяч.

 


  1. Заключение


Данное исследование было посвящено организации подвижных игр во время перемен и физминуток-разминок на уроках с целью частичного решения проблем гиподинамии учащихся, снижения  риска травматизма на переменах и улучшению общего состояния здоровья во время уроков.

В результате данной работы можно сделать следующие выводы:


  1. Предложенные активные перемены и разминки актуальны для учащихся нашей школы всех возрастных категорий, что видно из проведенного  мониторинга.
  2. Педагоги начальной школы проявили интерес к разработанным подвижным играм на переменах и решили применить  мой опыт в своей деятельности.
  3. В результате работы учащиеся получили опыт составления игр, речевок, упражнений, а так же организационный  опыт проведения  активных перемен.
  4. Интеграция физминуток и активных перемен в учебный процесс нашей школы способствует восстановлению физического здоровья и психологического состояния  учащихся в процессе обучения.


Список использованной литературы:

1) Все о здоровом образе жизни // Ридерз Дайжест. – 1998.

2) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 2007.

3) Собкин В.С., Кузнецова Н.И.  Российский подросток 90-х. Движение в зону риска. – М.: Вентана- Граф, 2007.

«Учитель должен получать не меньше 100 тысяч рублей в месяц»: лучшие поздравления в День учителя от знаменитостей

Так получилось, что профессиональные праздники отмечают в узком кругу лишь те, кто к этому празднику имеет непосредственное отношение. Но вот День учителя выбивается из общего ряда — десять лет отдано школе, а сколько учителей встретил на своем пути каждый из нас! Сколько нового, прекрасного, интересного помогли узнать нам, от скольких бед они оградили советами, сколько конфликтов помогли разрешить и войти во взрослую жизнь с уверенно поднятой головой. Мы собрали самые добрые пожелания от российских звезд.
А что бы вы пожелали себе и своим коллегам?

Владимир Познер, журналист

«Если мы хотим, чтобы в наших школах работали учителя высокой̆ квалификации, то мы не можем рассчитывать только на тех, кого, так сказать, поцеловал бог, и кто родился учителем. Таких очень мало.

Значит, мы должны привлекать их. А каким образом мы можем их привлекать?

Прежде всего — соответствующей̆ зарплатой̆. То есть такоӗ зарплатой̆, которая делает эту профессию привлекательноӗ.

Как это сделать? Очевидно, государство должно принять для себя какие-то приоритеты. Что важнее — вкладывать огромные деньги в оборонную промышленность или все-таки в школьное образование? Ну и так далее.

Конечно, средняя заработная плата в 30 тысяч рублей̆, она вообще «ни о чем». Потому что средняя, значит, сложили все и разделили, и вышла вот эта цифра. А от того, что средняя — 30 тысяч рублей̆, тому, кто получает 15 тысяч, не легче.

Я думаю, что в России учитель должен получать не меньше 100 тысяч рублей в месяц.

С Днём учителя!»

Александр Масляков, телеведущий

«Ежегодно, пятого октября в России отмечают День учителя. Учитель — это одна их самых древних и важнейших профессий для всех и для каждого. Я вообще считаю, слово учитель надо писать всегда с большой буквы. И хотелось бы, чтобы мы всегда помнили своих учителей. Я не хвастаюсь (ну немножко хвастаюсь), я, например, помню свою первую учительницу. Хотя вы понимаете, первый класс от меня сегодняшнего очень далеко. Ее звали Антонина Михайловна. И сегодня люди, отдающие свое время, свои силы, свои знания педагогике, принимают поздравления, к которым я тоже с удовольствием присоединяюсь. Желаю здоровья, удачи, терпения, талантливых учеников. с праздником, дорогие учителя!

Николай Дроздов, телеведущий

«Знаете, школьный учитель - это что-то святое. Это люди, которые всю свою жизнь жертвуют подрастающему поколению, чтобы оно стало не просто образованным, но еще и воспитанным, и патриотичным, чтобы это были настоящие граждане нашей страны. Вот мы, ваши бывшие ученики, тоже поздравляем вас с праздником учителем. Это замечательный праздник! Будьте здоровы и счастливы всегда. Мы вас любим и уважаем, и понимаем, что ваш труд уникален. Счастья вам!

Дмитрий Певцов, актер

«Я думаю, что профессия педагога находится между профессии или служением священником и профессией актера. Учитель должен быть содержательным, он должен иметь, что нести людям, детям, или не совсем детям. И при этом он должен быть заразительным, артистичным, он должен привлекать внимание. Эта профессия вообще не терпит дилетантов и не терпит людей случайных. Быть педагогом — это призвание, поэтому я желаю всем педагогам, всем учителям радости, добра, вдохновения. Я желаю им любви, любви к тем, кому они отдают свое знание, и получению взаимной любви. Иоанн Златоуст сказал: «Твое только то, что ты отдал». Вы отдаете, и если отдаете с любовью -— это круто! С праздником вас, храни вас господь».

Нонна Гришаева, актриса

Дорогие наши учителя и педагоги! Я поздравляю вас с вашим профессиональным праздником и желаю вам прежде всего здоровья и вдохновения. Потому что от вашего здоровья зависит будущее наших детей. Берегите себя, пожалуйста!

Николай Цискаридзе, артист балета вспомнил в день учителя стихи Роберта Рождественского.

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку, другие — как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих — будь они трижды… — детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого — стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Здоровьесберегающие подходы в обучении леворуких детей в период адаптации к школе

Шерина Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фоминская общеобразовательная средняя школа», Россия, Алтайский край, г. Бийск.

Оригинал публикации



В последние годы здоровьесберегающие технологии в системе образования рассматриваются как способ сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом далеко не всегда учитываются особенности тех групп детей, на которые направлены данные технологии, прежде всего с учётом их психофизиологических особенностей. Особый интерес в данном плане представляют леворукие учащиеся, поскольку для них характерен специфический комплекс трудностей обучения в сочетании с высоким потенциалом.

У человека высшая психическая деятельность осуществляется совместной деятельностью двух полушарий мозга, каждое из которых имеет свой принцип работы. Оба полушария действуют, взаимно дополняя друг друга. Существует асимметрия полушарий: разный вес, отличия в строении, разделение функций. Степень активности полушарий у каждого человека индивидуальна. По закономерностям психического развития одно из полушарий головного мозга является доминантным. Левшество означает не то, что у человека ведущей является левая рука, а то, что степень активности правого полушария высокая и психические процессы имеют особенность протекания по правополушарному типу. Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий.


В процессе обучения леворукого ребёнка в школе возникает ряд проблем, связанных с дифференцированными методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т. д. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных проблем. Леворукие дети совсем не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех леворуких детей проблемах. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения Мне хотелось обратить внимание на процесс адаптации к школе леворуких детей. Наиболее сложным периодом адаптации к школе считаются первые недели обучения. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательная возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются. Легче всего проходит этот период у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, леворукие дети. На первом этапе адаптации у леворукого первоклассника иногда не бывает каких-то специфических трудностей письма, чтения, счёта. Но он может сильно уставать, появятся какие-то жалобы. Поэтому на данном этапе можно рекомендовать использование упражнений на расслабление. Вот некоторые из них, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн.


Комплекс упражнений на расслабление.

  • Снятие напряжения

Инструкция: «Сядь на стул, чувствуй себя свободно. Твёрдо поставь ноги на пол. Предплечья лежат свободно на бёдрах, кисти рук свисают вниз. Они не двигаются. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох».

Голос взрослого мягкий, негромкий, cпокойный.

  • Установка на эмоциональное равновесие

Инструкция: «Вообрази себе что-нибудь приятное: например, что ты гуляешь по полю разноцветных цветов, ты срываешь цветы, плетёшь венок или собираешь красивый букет для мамы. Ты спокоен, расслаблен, отдыхаешь»

  • Упражнения на создание чувства тяжести

Инструкция: «Ты ощущаешь тяжесть во всех частях тела, тебя притягивает к полу как магнитом, ты расслабился, приятная усталость в руках и ногах. Все твои неприятности скоро пройдут. Ты будешь хорошо заниматься, и всё у тебя будет хорошо».

  • Упражнения на создания чувства теплоты

Инструкция: «Представь себе, что ты взял в руки тёплый шарик, а ноги поставил в тёплую воду».

  • Упражнения на ощущение и успокоения дыхания Инструкция. Ребёнок    распевает    гласные    звуки, делая

подчеркивающие движения:

Звук «а» - с раскачиванием рук из стороны в сторону;

Звук «э» - с движениями руками, как у колёс локомотива;

Звук «и» - как будто песок сыплется через руку;

Звук «о» - выражающее удивление с кружением обеих рук;

При выполнении этих действий обращаетесь к ребёнку: «Теперь дыши спокойно. Вдох, выдох. Это упражнение всегда делай перед классной работой или когда предстоит трудное дело: просто спокойно дыши, но выдыхаемый воздух значительно дольше, чем обычно».

Гизела Эберлейн считает: если дети хотя бы раз осознали реальную ценность упражнений, они станут для них само собой разумеющимся делом и будут даваться им легко. Тогда имеет смысл разрабатывать с ними наиболее соответствующие ситуациям фразы для повтора. Например, ребёнок плохо пишет. С ним можно отрабатывать установки типа: «Я хорошо занимаюсь, я пишу аккуратно», «У меня всё будет хорошо, я не волнуюсь».

Что ещё может способствовать успешной адаптации леворукого ребёнка к школе? Волшебная сила движения. Двигательная активность -самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам физического воспитания в школе: гимнастики до занятий, физкультминуткам на уроках, подвижным играм.

Для стимуляции интеллектуального развития у детей можно применять на уроках кинезиологические упражнения. Кинезиология -молодая наука о развитии головного мозга через движения. На своих уроках я использую упражнения из программ, разработанных А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк. Например, для улучшения навыков чтения и письма, интеграции работы глаз и рук, формирования визуального и пространственного   восприятия,    развития    координации   тела и двигательных навыков возможны упражнения:

  1. «Восьмёрки» Исходное положение - стоя. Глаза закрыты. Пальцами одной руки проводим перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуем закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжаем рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдыхаем,открываем глаза.
  2. «Рисующий слон «Исходное положение - стоя или сидя. Коленислегка согнуты. Голова наклонена к плечу. Вытяните руку вперёд и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же сдругой рукой.

При систематическом выполнении упражнений постепенно исчезают страхи, неуверенность, зажатость, которые характерны для леворуких детей.

Итак, хорошо организованная двигательная активность, использование упражнений на расслабления, рациональный режим способствуют более эффективной адаптации к учебным нагрузкам, помогают снять утомление и напряжение, повысить работоспособность и, главное, решить часть школьных проблем леворуких детей.

 

Библиографический список


  1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., Вентана-Граф, 2005, 230 с.
  2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
  3. Газета «Дошкольное образование» № 16/2003. Статья «Выбираем пишущую руку».
  4. Журнал «Мама и Малыш», №02/2005. Статья «Леворукий ребенок в праворуком мире».
  5. Журнал «Огонек» № 52/ 2008. Статья «Право на лево».
  6. Популярная психологическая энциклопедия. — М.:Эксмо. С.С.Степанов. 2005.


Ремонт, миллион долларов и… лимузин на час: 5 крутых подарков школам от выпускников


Последние звонки, выпускные и экзамены — и школьники, и их родители прощаются со школой и хотят оставить о себе добрую память у учителей и директоров. Но некоторые выпускники возвращаются спустя годы в родные стены, чтобы сказать «огромное спасибо» за образование, воспитание и сформировавшийся характер, который помог добиться в жизни успеха. Мы хорошенько поискали истории самых крупных и необычных подарков школам и расскажем о них вам.


Вот наш ТОП-5.


пресс-служба администрации города Челябинска5 место — компьютеры для будущих программистов пресс-служба администрации города Челябинска

В Челябинске лицею №31 повезло не только с подарком, сколько с выпускниками. Александр Машрабов и Григорий Ткаченко увлекались компьютерными технологиями и, по словам учительницы информатики Татьяны Погодиной, парней отличали усидчивость и интерес к предмету.

— Забирала их с уроков и вела заниматься индивидуально, — вспоминает Татьяна Петровна. — Мальчишки отличались завидным упорством и работоспособностью, а также серьезным подходом к изучению предмета, спортивным азартом при решении олимпиадных задач, — рассказала учитель изданию «Вечерка».

После выпускниками заинтересовалась крупная американская IT-компания Snap, которая выкупила за 166 миллионов долларов у россиян разработанное ими приложение, позволяющее накладывать фото лица человека поверх других изображений в видео. Сейчас Григорий, Александр и еще один знакомый владеют компанией AI Factory.

В подарок за знания программисты перевели на оборудование кабинета информатики крупную сумму, а также купили 20 мощных компьютеров.

Фото страница школы №39 в "В Контакте"4 место — фреска

Фото страница школы №39 в "В Контакте"

Три выпускницы 11 «Б» класса (там они изучали художественно-эстетическую программу) школы №39 Саранска расписали стену фреской. Подросткам помогала учитель ИЗО Татьяна Селичева, сообщает «Столица С».

— Для меня это — неожиданный сюрприз, — восхищается директор школы №39 Александр Леонтьев. – Во время учебного года сообщили, что летом хотят сделать подарок школе своими руками. У меня в голове промелькнула мысль: «А как же каникулы? Им надо отдохнуть!



Этот телескоп — подарок от успешного выпускника нынешним / фото Федора Баранова3 место — обсерватория

Этот телескоп — подарок от успешного выпускника нынешним / фото Федора Баранова

Хорошо быть чиновником и не забывать альма-матер, подумал «золотой» выпускник школы №14 Прокопьевска Иван Болтенков и подарил школе телескоп и оборудование для обсерватории. Выпускник работал первым зампредседателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга, а сейчас возглавляет «ТЭК СПб». В 2005 году выпускник школы выделил 30 тысяч рублей на реконструкцию кабинета физики, а в 2013 году направил более 1, 3 миллиона рублей на современные измерительные приборы: датчики, лазерную оптику, лаборатории, аналогов которым не было ни в одной кузбасской школе. Также на его средства приобрели экспонаты для школьного музея и телескоп для обсерватории.

— Позвонил мне, говорит: «Хочу оборудовать ваш кабинет», — рассказала заслуженный учитель России Татьяна Сыркашева. Она вела у Болтенкова физику. — Я ему отвечаю: «Ваня, у меня и так лучший кабинет». Он: «А мы начинку будем делать».

— Сам приехал на открытие кабинета, совместив его с празднованием своего дня рождения, и подарил. Мы с учениками собрались однажды поздним вечером, вынесли этот телескоп на улицу и смотрели на Луну. Непередаваемые ощущения получили. Фотографий отличных ребята на свои мобильники много сделали, — рассказала Сарышева в интервью областной газете "Кузбасс".


2 место — миллион долларов

Дело не в оригинальности (хотя слово "эндаумент" — не на слуху), но и в сумме подарка от другого выпускника своей школе. Магнитогорская школа №56 получила миллион долларов на целевой капитал от бизнесмена Игоря Рыбакова. Предприниматель учился в этой школе и осенью 2019 года приезжал в Магнитогорск.

Деньги эндаумента, как правило, передаются управляющей компании, а доход, который она заработает, тратит школа. Средства направят на пять направлений: выплата стипендий за лидерские качества школьников, проведение мероприятий «Учитель-сердце школы», учреждение премии учителям в номинации «Учитель-сердце школы», создание и поддержка «Места силы» (место с информацией об учителях, меценатах и благодарных выпускниках) и реализация мероприятий формата «Благодарные выпускники», а также просветительская деятельность.

—Мы убеждены, что вектором инновационного развития Школы должно стать формирование нового отношения к школе со стороны выпускника, осознание значимой роли Школы в собственном успехе, выраженное в идее «возвратности успеха»: «успешный выпускник — своей школе», — прокомментировала директор школы № 56 Елена Кадушкина.


Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU1 место — ремонт, как во дворце

Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU

И самый нескромный, можно сказать, вычурный подарок своей школе №106 сделал бизнесмен Андрей Симановский. Свою школу в Екатеринбурге попытался превратить в роскошный дворец. Он помог с ремонтом других помещений — нескольких кабинетов и туалета.

— Дети воспринимают прекрасное, обратите внимание, ни одна парта не изрисована, ничего не сломано, — прокомментировала ремонт на деньги выпускника изданию Е1.RU Марина Юрьевна. — Красота воспитывает в человеке высокие чувства. Да, разные мнения были, некоторые говорили — зачем так пафосно? А другие говорят — хорошо, что даже на нашем Вторчермете есть места, где воспитывается красота.

Гости, которые попадают внутрь впервые, сразу начинают фотографироваться. Ещё бы: на потолке красуются ангелы, плитка повторяет узоры уральских самоцветов, везде — золото, вензеля и черные акценты. Наверно, детям первое время приходилось прилагать немало усилий, чтобы сконцентрироваться на учебе.



И бонус — лимузин на час

Щедрый подарок педагогам сделали выпускники Смолевичской средней школы Клинцовского района Брянской области. Ко дню учителя они взяли в аренду роскошный белый лимузин, который привез учителей на чаепитие в ресторан, пишет «Брянск Today».


Понятно, что в основном подарки школам выпускники не афишируют, но поделитесь с нами историями ваших учебных заведений. А что вашей школе дарили выпускники? Или, может, лично вы получали необычные подарки?

ЕГЭ в сложившейся ситуации

Педагог-психолог Дмитрий Смульский уверен, за день до экзамена нужен отдых, а не бесконечное повторение материала


Педагог-психолог Дмитрий Смульский уверен, за день до экзамена нужен отдых, а не бесконечное повторение материала

Преподаватель Высшей школы делового администрирования, педагог-психолог и медицинский психолог Дмитрий Смульский подробно рассказал, почему выпускникам перед ЕГЭ стоит есть шоколад и не пить кофе, какими словами проводить ребенка на экзамен и как родителям справиться с волнением за детей.


— Дмитрий Петрович, как себя чувствуют будущие выпускники, учитывая, что для них этот год — двойная и даже тройная проверка на прочность? Коронавирус, самоизоляция, ЕГЭ, долго время неопределенности и уроки онлайн — как это повлияло на их эмоциональную подготовку к ЕГЭ?

— Выпускной экзамен –это всегда стресс. А в сложившейся ситуации это действительно серьезное испытание на прочность. Безусловно, это отразилось не в лучшую сторону для выпускников, отсутствие физической активности, живого общения, увеличение нагрузки и объема учебного материала, давление со стороны преподавателей и родителей – все это повлияло на увеличение эмоциональной нагрузки и, как следствие, проявлению стресса у детей. В общем, весь период самоизоляции и неопределенности в эмоциональном плане негативно повлиял на большую часть населения. По статистическим данным обращение к специалистам (психологам и психотерапевтам) за этот период увеличился на 67%. Если даже взрослое население не выдерживает, то что говорить о молодежи у которых еще и ЕГЭ «на носу».

Как бороться со стрессом, связанным с предстоящим экзаменом и когда начинать: уже сейчас, накануне экзамена или непосредственно перед написанием ЕГЭ?

— Условно выпускников, испытывающих стресс, можно разделить на две группы. Одни целыми днями проводят за компьютером пытаясь выучить весь материал, другие, наоборот, находят тысячу отговорок, лишь бы не готовится к предстоящему экзамену. Для того, чтобы минимизировать эмоциональное напряжение, необходимо создать для ребенка четкий режим труда и отдыха, желательно, чтобы вся подготовительная работа к экзамену проходила в первую половину дня с обязательными короткими перерывами по 5-15 минут каждые 30-40 минут. Нужно так же организовать правильный режим питания, добавить в режим дня физическую активность (зарядка, работа по дому и все, что не имеет отношения к подготовке к экзаменам). Желательно ежедневно бывать на свежем воздухе. Полностью исключить все ночные подготовки: ночь для того, чтобы спать.

— То есть не стоит до последнего повторять даты и названия?

— Ни в коем случае не нужно пытаться что-то выучить накануне перед экзаменами! Как говорится «перед смертью не надышишься». Лучше всего провести этот день в спокойной обстановке, прогуляться, заняться любимым делом, посмотреть веселую комедию и т.д. Желательно пораньше лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и утром быть бодрым и хорошо отдохнувшим.

— Как родители могут помочь своим детям в это непростое время?

— В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговую гиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли. Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны, они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе. Важно, чтобы родители постарались стать для своего ребенка источником уверенности и поддержки.

— Итак, настало утро перед экзаменом. Чем лучше покормить ребенка? Поможет ли ему кофе или чай?

— Утром перед экзаменом желательно хорошо позавтракать, а с собой взять бутылочку минеральной, негазированной воды. Можно простой воды (ни в коем случае это не должна быть кола, спрайт или любая другая сладкая газированная вода). Помните, что все тонизирующие напитки (кофе, крепкий чай, различные энерготоники) дают лишь кратковременный эффект и сильно будоражат нервную систему. Через какое-то время после их приема школьник неизбежно почувствует спад активности. А для перекуса лучше варианта, чем черный шоколад, не найти. Во-первых, это лакомство улучшает настроение, так как повышает уровень серотонина в организме. Во-вторых, ученые доказали, что всего лишь 40 г черного шоколада, съедаемые ежедневно в течение двух недель, значительно снижают уровень гормона стресса - кортизола. А, в-третьих, черный шоколад улучшает приток крови к мозгу.

— Завтрак съеден, сумка собрана…С какими словами обратиться к ребенку перед ЕГЭ?

— Очень важно перед экзаменом, что бы родители старались не показывать собственного волнения. Помните, что волнение родителя чувствуется ребенком на бессознательном уровне. Так же не стоит создавать устрашающие установки типа: «Помни, если плохо сдашь экзамен пойдешь в армию, будешь всю жизнь работать дворником» и так далее. В этот момент и так не сладко, поэтому ребенку очень важно услышать слова поддержки и одобрения. Не нужно выдумывать длиннющие напутственные речи. Можно просто подойти, обнять ребёнка и дать понять, что в него верят.

1.«Ты старательно готовился весь год, а в школе выполнял похожие задания. На экзаменах ничего нового не изобретут. Ты справишься, ведь сделал для подготовки всё, что мог!»

Позиция «любить ребёнка за что-то» губительная для детской психики. Отсюда берут начало психологические проблемы, страхи и неврозы. Чтобы ребёнок чувствовал уверенность в себе и не боялся экзаменов, говорите ему о своей любви как можно чаще.

2.«Мы любим и будем любить тебя вне зависимости от твоих оценок»

Объясните ребёнку, что экзамен — это всего лишь маленький эпизод из жизни. Который в скором времени забудется, ведь его место займут учёба в колледже или вузе, новые друзья, работа и так далее. Дайте понять, что поиски себя не заканчиваются успешной сдачей ЕГЭ.

3.«Счастье не определяется оценками»

Безусловно, каждый из вас лучше знает своего ребёнка и то, как поддержать его в трудную минуту. Главное — помочь школьнику побороть страхи, обрести уверенность и пройти серьёзные для него испытания без переживаний и стресса.

— Самое страшное, кажется, позади, но руки еще дрожат. Как перестать волноваться выпускнику, когда экзамен уже написан?

— Как говорится «что написано пером, того не вырубишь топором», понятно что повлиять на результаты уже написанного экзамена не получится. Как правило, родители вместе с ребенком составляют дальнейший план действий при однозначных успешных результатах ЕГЭ. Для того, чтобы снизить волнение после сдачи экзамена постарайтесь обсудить с ребенком несколько вариантов развития событий по примеру, «что будет если….». Вот еще несколько рекомендаций для родителей для:- Не обсуждайте результаты. Если вы будете говорить о том, каких оценок ожидали от своего ребенка, это лишь усилит вашу тревогу и стресс. Кроме того, ребенок может почувствовать, будто вы любите его только тогда, когда он оправдывает ваши ожидания.- Не ожидайте слишком многого. Возможно, ваш ребенок учится хорошо, но все же не каждый способен стать лучшим. Так что не следует ожидать, что он всегда будет среди отличников. Достаточно просто хороших оценок, ведь академическая успеваемость – лишь одна из многих сторон жизни.- Прекратите волноваться из-за того, что скажут другие. Результаты экзаменов вашего сына или дочери никак не скажутся на вашем статусе или положении в обществе. Поэтому не терзайте себя мыслями о том, что скажут друзья или родственники, если ваш ребенок провалится на экзамене.- Не увлекайтесь сравнением. Не сравнивайте своего ребенка со сверстниками, а его успеваемость в настоящий момент – с его же результатами прошлых лет, и не делайте из этого выводов об ожидаемых оценках.

— Как подобрать слова, чтобы успокоить ребенка, если баллы ниже ожидаемых?

— Самое главное не разочаровываться в собственном ребенке и не высказывать негативного отношения к его неудаче. Проанализируйте вместе с ним, какие ошибки были допущены во время подготовки и что делать, чтобы не допустить их в будущем. Сейчас самое главное — это ваша поддержка. Скажите ребенку, например:

«Экзамен — только контроль знаний детей по предмету и специально организованное мероприятие, проверяющее готовность школьников подтвердить свои умения и навыки».

«Результат экзамена не влияет на судьбу вашей семьи».

«Экзамен можно пересдать через год».

«Результат экзамена не отрицает будущую счастливую жизнь человека».

Напомните ему что, не смотря на неудачу, вы все равно продолжаете его любить, как раньше.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

Вязникова Екатерина Александровна

воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 125", Вологодская область, г. Череповец 

Периодическое печатное издание (журнал) "Образовательныйальманах";№5(31)май2020г.


Оригинал публикации



Вязникова Е.А.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К.Д. Ушинский

Главная ценность в жизни каждого человека - это наши дети. Какими мы их воспитаем, как они приспособятся к жизни в современном обществе - вот главная задача родителей, педагогов (воспитателей). Проблема в том, что ребенка необходимо направить в русло современной жизни, где он поставлен в ситуацию беспорядочного потока информации без логических связей (компьютерные игры, интерактивные игрушки, суперсовременные гаджеты). Да, информации много, но как в ней разобраться маленькому человечку, чтобы она принесла пользу? У большой информированности есть оборотная сторона.

 Современные дошкольники в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития, говорят много, но плохо. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса, ребенка необходимо развивать.

         Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей и разработки эффективных методик её развития. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Перспективным направлением совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.   

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

         Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

         Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, а использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

В педагогической практике систематически используется наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводятся разные игры на развитии речи детей.        

          Данный метод особенно эффективен при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

Опираясь на опыт педагогов - новаторов в образовательной деятельности используются следующие варианты игр:

Ÿ «Собери картинку» (восстановить последовательность картинок по памяти);

Ÿ «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые   относятся к данной теме);

Ÿ «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

Ÿ «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

Ÿ «Да или нет» (найти ошибку (есть она или нет) в последовательности картинок после прочтения текста);

Ÿ «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

Ÿ  Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

          Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью таблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.

 При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется моделирование. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривание иллюстраций и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению.

Разрабатываются модели для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: небо-голубое, клубничка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: зайчик – состоит из белых геометрических фигур (треугольника и круга), волк – большой серый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно их дополнять и уточнять вместе с детьми. 

В образовательной деятельности проводится работа с родителями по знакомству с методом наглядного моделирования, с целью использования в семье. Также проводятся консультации, родители вместе с детьми составляют модели (мнемотаблицы), которые в дальнейшем они могут использовать дома для заучивания стихотворений, отгадывания загадок, рассказывания сказок.

    Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование метода наглядного моделирования в работе педагoгов:

 Ÿ заметно облегчает дошкольникам овладение родным языком,

 Ÿ сокращает время обучения,

 Ÿ развивает память, внимание, образное мышление.

 Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

 

 

Библиографический список


  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96 с.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.


3.Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно»

4.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 64 с.

5.Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

 

Расстояние - не помеха: 5 приложений для учителя, чтобы провести онлайн-урок

Какие приложения помогут работать на удаленке

Когда виснут специализированные сайты для учителей и школьников, пора искать альтернативу для дистанционного образования.


Какие приложения помогут работать на удаленке


Министр просвещения Сергей Кравцов представил новый ресурс для дистанционного обучения школьников 7 апреля.

Ровно спустя сутки после того, как учителя по всей стране не смогли вовремя начать свои уроки.

Порталы Дневник.ру, Учи.ру, РЭШ и ЯКласс упорно не хотели открываться, а связь обрывалась.

Так охарактеризовали свой первый день дистанционного обучения подписчики группы Вконтакте Высшей школы делового администрирования.

— Ничего не работает совсем! Ни один портал, — возмущается Анастасия.

— А вообще все непродуманно: надоело бегать с сайта на сайт, которые висят, да еще если два школьника, — пишет Елена.

Учитель Роман Петров считает, что провайдеры не в состоянии «протянуть» такое количество народа, поэтому проблемы во время онлайн-занятий неизбежны.

— Всё будет осыпаться. Легче создать свой канал на Ютубе. А с этой проблемой провайдеры не справятся, или справятся, но нескоро. Уж очень большой наплыв. Видео будет постоянно зависать, прокомментировал он.


По данным опроса ОНФ, порядка 80% учителей в России с трудом перешли на дистанционное обучение. Главные трудности: нехватка компьютеров и отсутствие опыта работы в интернете, цитирует результаты исследования РИА Новости.


Мы решили оценить, какие из приложений, не созданные для проведения уроков, вполне подходят для обучения на расстоянии. В любом случае, карантин продлён, а значит, у вас есть время опробовать новые программы. Надеемся, это поможет в работе.


Youtube

Самый популярный видеохостинг, приложение которого по умолчанию установлено на всех смартфонах. Оно, и контент, размещённый там, бесплатны.

Плюсы: не требует установки, можно выложить как записанное видео урока, так и провести прямой эфир.

Минусы: обратная связь только через комментарии, нет возможности видеть собеседника.

В Youtube можно загрузить уже готовый ролик или начать онлайн-трансляцию. Скриншот сайта youtube.com


Zoom

Бесплатная программа для организации видеоконференций появилась в жизни многих именно благодаря карантину. Советы санитарных врачей о звонках друзьям вместо личных встреч привели к тому, что маленькая калифорнийская компания стала прямым конкурентом Skype именно для личных звонков, хотя ранее использовалась больше для проведения всевозможных вебинаров и видеоконференций.

Плюсы: конференции до 100 человек, относительно проста в использовании, удобна для общения с учениками не в комментариях, а в режиме реального времени.


Можно рисовать на онлайн-доске, тянет меньше интернета, чем Skype, требует меньше оперативной памяти. Вы также можете выбрать экран, который будут видеть ваши ученики, и параллельно работать в другой программе, а можете показывать то, что видите сами.

Минусы: при бесплатном использовании продолжительность сеанса связи не более 40 минут. После придется покупать платную версию или перезванивать и начинать новую беседу. Чтобы все участники подключились, им нужно высылать ссылки на предстоящую конференцию и пароли для подключения — лишний барьер.


Скриншот приложения Zoom в начале работы

Скриншот приложения Zoom в начале работы


Skype

Одна из самых популярных программ для общения на расстоянии. Её так же можно установить на любые устройства бесплатно. Максимальное количество участников беседы — 50 человек, но, по отзывам пользователей, связь лучше, если одновременно общается не более 25 человек.

Плюсы: Известность — приложение установлено практически на всех компьютерах и смартфонах по умолчанию. Со всеми участниками беседы вы можете общаться по видеосвязи, а также можете попросить их отключить камеры, чтобы улучшить качество сигнала. В чате можно обмениваться файлами: изображениями, документами и аудиосообщениями.

Минусы: На пользователя приходится не более 100 часов групповой видеосвязи в месяц, не более 10 часов в день и не более 4 часов на каждый групповой видеозвонок. После того как эти лимиты будут исчерпаны, функция видеосвязи будет отключена, а текущий видеозвонок станет обычным голосовым звонком.

По сравнению с Zoom, в Skype чаще бывают обрывы связи при беседе. Кроме того, на экране нельзя показать отдельные приложения — все участники увидят ваш экран целиком. ригласить на собрание можно по ссылке Skype.


Пригласить на собрание можно по ссылке Skype

Пригласить на собрание можно по ссылке Skype


ВКонтакте

Через бесплатное приложение VK Live на телефоне или через программу для компьютера можно проводить прямые эфиры. Это может быть полезно, если у вас уже есть группа с учениками — тогда все они увидят уведомление о начале трансляции. Так же выходить в эфир вы можете со своей личной странички, но тогда уведомление получат ваши друзья.

Реагировать на эфир зрители могут в комментариях. Плюсы таких эфиров — простота подключения. Во-первых, ВКонтакте есть практически у всех учеников, во-вторых, приложением легко пользоваться — достаточно дать название трансляции и нажать кнопку выхода в эфир. Запись автоматически сохраняется в группе или на вашей личной страничке — её можно пересмотреть и отправить. Так же для трансляции во ВКонтакте и Одноклассниках одновременно можно использовать приложение Larix Broadcaster.

Плюсы: удобная программа, большинство учеников зарегистрированы как раз во ВКонтакте.

Минусы: обратную связь вы можете получить только через текстовые комментарии. Так же вы не можете ограничить аудиторию – к трансляции может подключиться любой пользователь, который мог случайно наткнуться на ваш эфир.

Если вы вышли в эфир с телефона, и кто-то позвонит во время трансляции, то эфир прервется, поэтому нужно либо предупредить всех знакомых, чтобы не звонили или всех учеников, чтобы не пугались и ждали продолжения, если эфир прервется. Поэтому при трансляции с телефона лучше включить авиарежим и подключиться к wi-fi. Эфир может не сохраниться по независящим от вас причинам, но на нашей практике такого не было:)


Discord

Изначально этот бесплатный мессенджер был рассчитан для пользователей компьютерных игр, но после стал использоваться и для видеоконференций.

Плюсы: знаком школьникам, которые увлекаются компьютерными играми, можно создать свой канал, есть возможности демонстрации экрана, общения во время трансляции со всеми участниками, можно менять внешний вид под себя.

Минусы: может оказаться сложным в использовании как раз из-за огромного количества возможностей.

А какие приложения или программы используете вы?



Курс повышения квалификации «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЯМ: Высшее или среднее профессиональное образование. Профиль значения не имеет.


ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ:  72 ак. часа, 144 ак. часа

72 академических часа - 890 руб.

144 академических часа - 1690 руб.

СКИДКА 10%: при единовременном обучении 10 и более педагогов


заполнить заявление


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ







Удостоверение отправляется заказным письмом на адрес слушателя почтой России (бесплатно).

После обработки заявления на Ваш эл. адрес будут направлены логин, пароль личного кабинета в системе обучения, договор и варианты оплаты обучения


ПРОГРАММА КУРСА:


  • Нормативно-правовые основы получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных огранизациях. 
  • Содержание и механизмы деятельности ПМПК в условиях реализации ФГОС (ДО, НОО, ОО, СП, ВО) инклюзивного образования.
  • Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в практике деятельности образовательной организации.
  • Создание особых условий и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального плана учащегося-инвалида / обучающегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций ПМПК.
  • Кадровое и материально-техническое обеспечение  федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:


  • вы получаете доступ к лекциям, дополнительным материалам, проверочным заданиям и форуму. 
  • в каждом модуле курса: задания для самопроверки, тесты и проверочные работы.
  • в конце курса — итоговое тестирование.