0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Проектная деятельность учащихся основной и средней школы в условиях реализации ФГОС ООО

Косолапова Татьяна Леонидовна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ No4 Россия, г.о. Спасск-Дальний


Оригинал публикации



Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – это актуальная педагогическая проблема современной школы. Учитель находится в постоянном поиске средств, обеспе-чивающих повышение качества образования. Важным открытием в моей педагогической практике стало применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Наряду с другими современными методами, метод проектов, проверенный временем, основанный на принципах личностно-ориентированного, индивидуального подхода и субъектности в обучении, реализует основную цель новых образовательных стандартов - выпуск из школы компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту. Эффективность педагогического опыта прослеживается в результатах образовательной деятельности, приобретении навыков учебного сотрудничества и коммуникации.


Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мои ученики активно участвуют в социально значимых мероприятиях,имеют достижения в конференциях, в сетевых образовательных проектах, являются волонтёрами в городской патриотической акции «Бессмертный полк». Новизна опыта заключается в том, что в ходе проектной деятельно-сти учащиеся осваивают новые сетевые интернет - сервисы, что позволяет успешно формировать у ребят информационные, учебно-познавательные и коммуникативные компетенции. При участии во всероссийском сетевом проекте «Это праздник со слезами на глазах» команда «Спасские краеве-ды» изучила сервисы и программы Интернета, задействованные в проекте: Linoit.com; Windows Movie Maker, pro100tak.com, MICROSOFT RESEARCH AUTOCOLLAGT; используя Google Формы, мы составляли презентации, викторины и фотофильмы. Команда заняла первое место (все этапы проекта представлены на личном сайте учителя https://sites.google.com/site/kosolapovoj/). В моей педагогической деятельности сотрудничество с городским краеведческим музеем стало доброй традицией, мы являемся постоянными участниками многих познавательных экскурсий и интерактивных занятий, но настоящим открытием для нас стал практико-ориентированный проект, реализованный на базе музея. В ходе реализации проекта мы познакоми-лись с основами экскурсионного дела, выяснили особенности профессии работника музея, собрали интересный материал про представителей флоры и фауны Приморского края. Затем мои ученики сами побывали в роли экс-курсоводов: на базе городского музея провели познавательную экскурсию для первоклассников (С паспортом проекта и презентацией экскурсии можно ознакомиться на личном сайте учителя.


Уникальным опытом педагогической практики стал творческий про-ект «четвёртого поколения дилетантов». В нашем городе более тридцати лет действует народный фотоклуб «Дилетант», с 2011 года творческая группа моих учеников, интересующихся профессией фотографа, ежегодно участвует в творческих конкурсах и проектах клуба. В феврале 2017 года на базе городского музея открылась выставка спасского фотоклуба, по-свящённая успешному подтверждению звания «Народная самодеятельная студия». Главной темой выставки стала презентация творчества самых юных фотодилетантов! Молодые фотохудожницы тщательно продумали каждую деталь проекта: музыкальное оформление, отбор фотографий, фо-томонтаж и даже свой стиль одежды. Профессиональные фотографы отме-тили все работы, признали работу Геращенко Дарьи «Байкал» лучшей, но бесценный опыт работы в фотоклубе, увлечение фотоделом и особенности профессии фотографа, по мнению участниц проекта, навсегда останутся в памяти и пригодятся в жизни! (Презентация и паспорт проекта на личном сайте учителя). Проблема развития познавательной активности давно волновала пе-дагогов и ученых. В научно-методической литературе существует множе-ство трактовок познавательной активности. А. Г. Маркова под проявлени-ями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...»

1. Признавая за уча-щимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности. И. С. Якиманская отмечает, что «умственная активность» определя-ется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям»

2. Г.И.Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующе-еся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности»

3. Коротаева Е.В. понимает под познава-тельной активностью личностное свойство, которое приобретается, за-крепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

4.В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования возрастает важность использо-вания методов, технологий, педагогических средств, которые позволяют активизировать познавательную активность учащихся. В ФГОС ООО под-чёркивается необходимость использования проблемных, исследователь-ских методов проектной деятельности учащихся. Формирование универ-сальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, осознанно применять их в практической деятельности, готовность находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способ-ности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в проектной дея-тельности школьников

5. Работа по методу проектов требует от учителя решения сложных ор-ганизационных задач. В ходе педагогического опыта были обозначены проблемные места в проектной деятельности и найдены способы решения спорных вопросов. Проблемные вопросы по организации проектной деятельности:

- выбор практически или теоретически значимой проблемы для проек-та (ребятам интересны темы из жизни, из окружающей действительности, только при этих условиях появится заинтересованность в результате про-екта);

- сложность планирования всех этапов творческих и ролевых проектов (в ходе работы возникают альтернативные варианты, новые предложения и идеи);

- слабые навыки проектной и исследовательской деятельности у уча-щихся (в начальной школе ребята работали над проектом под контролем учителя, у пятиклассников ещё не сформированы навыки проектной дея-тельности);

- проблема совместимости проектной деятельности и классно-урочной системы (в учебных программах указываются примерные темы проектов, но существует проблема временных рамок редко проект «вписывается» в урок продолжительностью 45 минут);

- степень самостоятельности участников проектной деятельности (ка-кие вопросы должен решать учитель, какие ребята, а что делать совмест-но);

- вопрос оценки и самооценки проектных работ (стоит ли включать самооценку в проектную работу, какие критерии должны быть, компе-тентность жюри также играет важную роль).

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получа-ется при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы

6 . Перед учителем всегда стоит трудная задача - выбор пробле-мы для проекта. Я стараюсь темы брать из жизни, проблемы должны быть значимыми для детей. Только при этих условиях ученик будет заинтересован применять уже имеющиеся знания и умения и получать новые навыки. Каждый этап работы над проектом должен иметь конкретный продукт. Необходимо тщательно продумать все этапы проекта, а так как творческие и ролевые проекты невозможно сразу спланировать, мы с учениками зара-нее оговариваем такие моменты, продумываем разные пути выхода из про-блемных ситуаций. Учащиеся без навыков исследовательской работы не готовы к проектной деятельности, необходимо провести подготовитель-ную работу или отказаться от участия в проекте. Вопрос совместимости проектной деятельности и классно-урочной системы мы решаем следую-щим образом. Мы применяем проекты на уроках наряду с другими мето-дами и технологиями. Мои ученики выполняют учебные микропроекты для освоения нового материала и применения его на практике. Например, на уроках изобразительного искусства учащиеся освоили техники фото-коллажа и скрапбукинга, а затем самостоятельно подбирали фотоматериа-лы, цветовое решение, иллюстративный и информационный материал; в итоге были созданы оригинальные фотоколлажи и открытки, посвящённые празднику 9 мая. Иногда запускаю проект на уроке, и все желающие могут продол-жить его во внеурочное время. В данном случае работа над проектом рас-ширяет представления детей в конкретной области знаний. На уроках об-ществознания был дан старт проектам «На кого я похож?», «История мое-го имени», «Профессия моих родителей. А кем буду Я?». Учитель в ходе проекта выполняет несколько ролей: энтузиаст, спе-циалист, консультант, руководитель, эксперт; но самое главное – он должен создать условия для расширения познавательных интересов детей, провоцировать самостоятельную активность учащихся. О степени само-стоятельности учеников в проекте нет однозначного мнения. Какие задачи должен решать учитель, какие – учащиеся, а какие требуют совместно решения? Степень самостоятельности в проекте зависит, прежде всего, отопыта проектной деятельности, возрастных и индивидуальных особенно-стей учащихся. Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени её самостоятельности

7. Для каждого возрастного периода необходимо подбирать адекватные виды и продукты проектной деятельности.

Также в работе над проектом используюанкету для выявления про-ектных умений. Данная анкета заполняется перед проектом и после его за-вершения. Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

- спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащи-мися при выполнении проекта;

- подобрать вопросы рефлексии;

- организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных. Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений уча-щихся до и после проекта позволят:

- сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;

- целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызыва-ют затруднения;

- при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.


При подведении итогов можно использовать лист отзывов, который включает разделы: интересные, впечатляющие моменты; вопросы, раскры-тие наиболее полно; уточнения, мнения, пожелания; главные выводы. Считаю, что наиболее содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности. В ходе сотрудничества с городским краеведче-ским музеем были реализованы проекты: «Истории названия улиц моего города»; «Памятники и памятные места города», «Дети войны», «Тради-ции первых переселенцев»; «Письмо ветерану» и др. В ходе взаимодействияс Центром по работе с детьми и молодёжью при Храме Вознесения Господня были созданы презентации и буклеты «Наш Храм», «Один день из жизни Воскресной школы», «История православных храмов на земле Спасской».На данный момент я – классный руководитель 6 класса, но за эти два года мои ученики стаи участниками проектов различного уровня. 16 февраля 2017 г. в МБУДО "Созвездие" в рамках Всероссийского движения "Отечество" прошла городская конференция "Край родной, Дальневосточный", посвящённая 160-летию Приморской области и 130-летию Земли Спасской. Моя ученица, Аннова Анастасия представила работу "Дети войны", которая была разработана на основе военных воспоминаний её прадедушки. Этот проект занял первое место среди работ средней группы. Команда моего класса «Спасские краеведы» участвовала во всерос-сийском сетевом исследовательском образовательном проекте «Это праздник со слезами на глазах» и была награждена Дипломом победителя I степени. Проектная деятельность является важным средством изучения обра-зовательных достижений учащихся, так как наблюдение за детьми в ходе реализации проекта позволяет оценивать их образовательные достижения, в частности метапредметные и личностные результаты.


Список литературы

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 2011.- 47 с.

2.Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образовании. – М.: Про-свещении, 2009. ― 30 с.

3.Байбородова Л.В. проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Л.В. Бай-бородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.-175 с.

4.Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. — М.: Academia, 2007. -256 с.5.Рослякова, С.В. К вопросу о развитии познавательной активности уча-щихся в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Вестник Оренбург-ского государственного университета / Оренбург : Изд-во Оренбургского государственного университета, 2006. – No 10. – С. 99 – 103.

6.Рослякова, С.В. Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие развития их познавательной активности в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. статей. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2005. – Вып. 10. – С. 124 – 134.

7.Рослякова, С.В. К вопросу о методике развития познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Актуальныепроблемы управления качеством образования: сб. науч. статей. – Челябинск : Рекпол, 2006. – Вып. 11. – С. 164 – 171.

8.Рослякова, С.В. Развитие познавательной активности учащихся как педагогический процесс/ С.В. Рослякова // Наука. – Костанай : Изд-во КИнЭУ, 2006. – No 2. – С. 87 – 90.

9.Рослякова, С.В. Что значит развивать познавательную активность/ С.В. Рослякова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VIII Всероссийской науч.- практ. конференции : в 6 ч. – Челябинск : Образование, 2007. – Ч. 1. – С. 41 – 48.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.:АРКТИ, 2013.-80с.

11.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат.- М., Академия,2003.–271с.

12.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008.- 191 с.

13.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Педагогика, 2011.-120 с.

14.Якиманская И.С. Развивающее обучение.–М., Педагогика, 2000. – 68с.