Проектная деятельность в начальной школе
Брюханова Юлия Вячеславовна
учитель начальных классов
МАОУ «МСОШ №20», Россия, г.Миасс
Мирошниченко Илла Георгиевна
учитель начальных классов
МАОУ «МСОШ №20», Россия, г.Миасс
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону образовательного процесса. Новые принципы личностно ориентированного образования, деятельностного подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС? Эта деятельность относится к области детской самостоятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Столкнувшись с необходимостью использования метода проектов в рамках реализации ФГОС, многие учителя начальных классов испытали большие трудности. Сам метод был для нас новым и непонятным, отсутствовала нужная методическая литература по данному вопросу, всё казалось сложным и труднодоступным. Однако, проекты включены в учебники, работать с ними надо, поэтому мы взялись за изучение теории, чтобы суметь применить её на практике. Весь наработанный материал оформили в виде памяток, с которыми, на наш взгляд, удобно работать.
I КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По продолжительности проекты бывают:.
- Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По типу деятельности:
Информационно-познавательный
Исследовательский
Творческий
Социальный
Ролевой (игровой)
По количеству участников:
Индивидуальный
В паре
Групповой
По характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные;
- международные.
Следует отметить, что исследовательский проект в начальной школе используется крайне редко, поскольку он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Всё это сложно для детей младшего школьного возраста. Межрегиональные и международные, как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий, что тоже не всегда приемлемо в начальной школе.
II ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- Выбор темы проекта (проблема)
- Актуализация
- Почему я выбрал эту тему?
- Для чего я это делаю?
- Зачем я это делаю?
- Постановка цели
- Что я хочу получить в результате работы над проектом? (продукт)
- узнать, - создать, - сочинить, - систематизировать, - составить, | - изготовить, - познакомить, - научиться, - найти объяснение, - организовать, |
- Постановка задач
- Что я буду делать для достижения цели?
- собрать информацию, - обобщить, - проанализировать, | - вспомнить, - узнать, - составить. |
- Методы и способы
- Как я могу это сделать?
- получение и обработка информации - наблюдение - сравнение | -анализ -синтез
|
- Сбор и обработка информации
( выполняем поставленные перед собой задачи)
- Оформление проекта
- Презентация проекта
- Самоанализ (что получилось, что не получилось, почему)
Работа над детским проектом требует немало усилий в начальных классах школы, а также терпения и проявления творческих способностей. Поэтому очень важной будет поддержка и помощь родителей ребенка в работе над проектом. Школьник должен почувствовать важность работы, внимание к нему родителей и учителя, а также помощь на определенных этапах, которые представляют пока для него сложность. В рамках реализации образовательной программы «Школа России», ее разработчиками предложены темы проектов по всем предметам. Мы, как учителя-практики, пришли к выводу, что данные проекты разнообразны по типу деятельности обучающихся, по количеству участников и по длительности реализации. Мы так же считаем, что выполнить все предложенные проекты каждому ребенку нереально, да и не нужно, поэтому предоставляем возможность выбора той темы, которая вызвала интерес.
III ТЕМЫ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
( в рамках урока, внеурочной деятельности, домашнего задания)
1 класс | 2 класс | |
Тематика | Тематика | |
Наша безопасность | О чём может рассказать школьная библиотека? | |
Краски осени | Родной город (село) | |
Моя малая Родина | Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями | |
Ромашковая поляна | Путешествие по Зодиаку | |
Наши имена | Экскурсия. «Филимоновская игрушка» | |
Осенний урожай | Народные промыслы | |
Экскурсия в библиотеку | Математика вокруг нас. Узоры на посуде | |
Математика вокруг нас | Красная книга или возьмём под защиту | |
Сказочный букет | И в шутку и в серьёз | |
Мои увлечения | Деревенский двор | |
Моя семья | Пишем письмо | |
Аквариумные рыбки | Профессии | |
Поздравительная открытка | Проект «Убранство избы» | |
Украшаем класс к Новому году | Рифма | |
Ролевой проект | Мой любимый журнал | |
Птицы зимой | Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | |
Чайный сервиз | Сувенир в подарок | |
Моя Азбука | Аквариум | |
Моя школа и мой класс | Родословная | |
Сувенир в подарках | Экскурсия к памятнику славы | |
Занимательная математика | Города России | |
Музей «Город букв» | В словари за частями речи | |
Речной флот | Страны мира | |
Домашние питомцы | Мой любимый писатель сказочник | |
Азбука загадок |
| |
Скороговорки |
| |
Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты |
| |
Сказочная страничка |
| |
3 класс | 4 класс |
Тематика | Тематика |
Твоя игрушка | Путешествуем без опасности (о правилах безопасности во время экскурсий, поездок и т.п.) |
Богатства, отданные людям | Заповедники и национальные парки России |
Сочиняем волшебную сказку | Создание календаря исторических событий |
Как научиться читать стихи | Похвальное слово знакам препинания |
Детская площадка | Всемирное наследие за рубежом |
Рассказ о слове | Международная Красная книга |
Математические сказки | Красная книга нашего края |
Семья слов | Национальные парки мира |
Разнообразие природы нашего края. | Как защищают природу |
Школа кулинаров | Говорите правильно! |
Составление орфографического словаря | Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина |
Тайна имени | Как не гордиться мне тобой, о Родина моя! |
Кто нас защищает | Имя на глобусе |
Зимняя страничка | Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий. |
Задачи-расчёты | Пословицы и поговорки |
Водный транспорт | Правители древней Руси |
Океанариум | В дворянской усадьбе. В крестьянской избе |
Экономика родного края | Новые имена советской эпохи |
Имена прилагательные в загадках |
|
Праздник поэзии |
|
Музей путешествий |
|
Готовим спектакль |
|
Парковая скульптура |
|
Библиографический список
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2004. №2.с. 96-101
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В. Матяш, в.Д. Симоненко. – М: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2002.