0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся

Селюнина Светлана Валерьевна
преподаватель

Геологический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Россия, г. Саратов,


Оригинал публикации


В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы в колледже все большее распространение приобретает проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как образовательная технология, направленная на приобщение к активным формам получения знаний.

Метод проектов в своей педагогической деятельности использую уже нескольколет. В проектную деятельность стараюсь вовлечь студентов практически с первых занятий. Это позволяет выявить самых талантливых.

Метод проектов был опробован на первых курсах и студентам были предложены исследовательские проекты различной тематики. В дальнейшим с этими проектами студенты принимают участие в мероприятиях различного уровня.

Приведу примеры проектов, которые выполнялись студентами:


  1. Исследовательский проект на тему: "Физика и театр"


Цель: установить точки соприкосновения физики и театра.

Задачи:


  1. Расширить знания о составляющих театра.
  2. Выявить особенности отражения физических явлений в театре.
  3. На конкретных примерах пояснить связь науки и искусства.
  4. На основе результатов установить необратимую связь физики и театра, как науки и искусства.


В теоретической части можно рассказать: что такое театр, какие виды бывают и все составляющие театра.

В практической части можно показать связь физики и театра на конкретных примерах. Например, для того чтобы осветить любой предмет, в современном театре используются всевозможные световые приборы. Существуют приборы, которые создают рассеянный свет, и определённый лучевой поток.  Для того чтобы управлять световыми пучками, т.е. изменять направление лучей, применяют специальные приборы, основной частью которых является линза. Линзы бывают двух видов: выпуклые и вогнутые. Если на выпуклую линзу направить пучок параллельных лучей, то после преломления в линзе они соберутся в одной точке. При прохождении лучей через вогнутую линзу они выйдут расходящимся пучком.

Для регулирования освещенности на сцене в театре применяются три вида затемнителей: реостаты, трансформаторы и автотрансформаторы.

Для театра не менее важна акустика. Правильно замечание одного физика, что аудитория поглощает речь оратора в самом прямом смысле слова, то не менее верно, что пустой зал неприятен для оратора также в непосредственном смысле слова. Поэтому уровень звукового давления – один из главных моментов в театре, на который стоит обратить внимание при расчёте акустической системы. Для театров, этот параметр должен находиться в диапазоне 92-94 дБ.


  1. Исследовательский проект на тему: "Чудеса лазера"


Цель: определить возможности лазера опытным путем.

Задачи:


  1. Изучить устройство и принцип действия лазера.
  2. Выяснить, может ли обойтись человек без лазера в современном мире.
  3. Выполнить опыты в домашних условиях.


В теоретической части можно рассказать, что означает слово "лазер", а так же можно показать какие существуют виды и классификации лазера, в каких областях его применяют и какую опасность они несут если не соблюдать правила использования.

Чтобы определить возможности лазера, в практической части можно провести следующие опыты.


Опыт №1: «Луч лазера в струе воды»

Приборы: Лазер, пластиковая бутылка с водой, ножницы, чашка.

Ход работы: С помощью ножниц аккуратно вырезать  маленькое отверстие в бутылке диаметра примерно 5мм .Затем налить воды и закрыть крышкой бутылку, чтобы вода не вытекала. Установить и сфокусировать лазер на уровне отверстия бутылки. Луч лазера должен четко проходить сквозь сосуд. Далее поставить на пол чашку, чтобы вода стекала в неё. Затем открыть крышку и можно увидеть, что вода стекает ровной струей по дуге.

В следствии опыта определили, что луч лазера отражается в струе воды.

Лазер, попадая в воду, изменил направление и рассеялся.


Опыт №2 «Перенаправление луча лазера»

Приборы: Лазер, небольшие зеркала.

Ход работы: Сначала установить зеркало неподвижно. Последующие зеркала установить, меняя угол наклона и направление, так, чтобы при попадании, луч лазера отражался в каждом зеркале.

Из этого опыта следует, что используя лазер и зеркала, можно перенаправить отражение луча в любую сторону, огибать препятствия и отправлять в совершенно любом направлении, и в любую точку.


Опыт №3 «Поджег спички лазером»

Приборы: Лазер, стакан воды, спички обычные, спички охотничьи.

Ход работы: Зафиксировать спичку, затем направить луч лазера на головку спички. Если реакция не происходит, изменять расстояние между спичкой и лазером. При зажигании потушить в стакане с водой. Проделать эти действия со всеми спичками.

В этом опыте  можно доказать, что действительно зажигаются спички при достаточной мощности лазера.

В заключение хочется сказать, что исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

 

 Библиографический список


  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: уч.пособие - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2014г.