0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Гордон Эдуард Владимирович


учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», Россия, г. Бийск.

Оригинал публикации


ФГОС второго поколения выдвигают новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования [4]. В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который, к примеру, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [3]. Достижения обучающихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений и навыков. Отсюда, ориентация на получение знаний меняется на компетентностно-ориентированный подход в образовании [2].

Существует довольно-таки большое разнообразие методов исследовательской деятельности, а именно: решение познавательных задач, написание рефератов, докладов, работа с историческими или иными источниками, а также самостоятельные исследования.

Наиболее эффективной формой исследовательской работы является разработка проектов [1].

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования [10].

Какие же преимуществует даёт метод проектов?


Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.

Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.

В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.

И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.

И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может [2].

Отсюда, в связи с тем, что реализуется ФГОС ООО, и благодаря выше указанным преимуществам, очень важно научить обучающихся проектной, исследовательской деятельности.

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать обучающихся к выполнению метода проекта начиная с 5-го класса.


Из каких этапов состоит проектная деятельность? К примеру, Н.Ю. Пахомова предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:

- Погружение в проект;

- Организация деятельности;

- Осуществление деятельности;

- Презентация результатов [9].

В любом случае, работа требуется постепенная. Сначала обучающихся надо заинтересовать предметом, подобрать материал, который бы выходил за рамки школьного учебника. Если школьника заинтересует какая-то тема или отдельный вопрос, и тут и начинается проектная деятельность.

Из личного опыта работы я могу представить несколько исследований, которые проводили обучающиеся нашей школы.

Обучающийся 7 класса в рамках предмета «Обществознания» занялся исследованием прав ребёнка. Для этого им были изучены несколько нормативно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав, Конвенция о правах ребёнка, а также Конституция РФ.

В результате данного исследования, обучающийся сделал соответствующий вывод, что права ребёнка отличаются от прав взрослого человека не потому, что дети глупее или хуже взрослых, а потому, что им просто не хватает жизненного опыта и определенных знаний. Чем старше становится человек, тем больше он приобретает прав и обязанностей [7].

Изучение истории нашего государства предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Так, обучающаяся 7 класса представила свою работу «Золотой век» Екатерины II [5].


В VII-IX классах, когда школьник овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно переходить к более сложным типам проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах обучающиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения [2]. Так, обучающийся, изучая политику Петра I поставил сложный вопрос в своём исследовании: кто он Пётр I – великий реформатор или великий тиран? Реформы Петра I – это прогресс в истории России или откат назад? [6].

Один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна и обучающемуся, и учителю.

Иногда тема возникает сама собой, по вдохновению, иногда предлагают сами ученики. Это редкость, когда обучающиеся умеют самостоятельно обнаруживать проблемы и интересы общества, находить актуальные темы для исследования достойная помощи и поощрения [1]. Так, обучающийся 8 класса представила свою исследовательскую работу «Формы денег: чем чаще пользуются жители г. Бийска (на основе опроса)». Был проведён опрос местного населения различных возрастных категорий, были заданы соответствующие вопросы, чтобы выяснить, насколько часто жители города пользуются услугами через Интернет [8]. Результат исследовательского проекта был представлен в виде презентации.

Одним из важнейших направлений модернизации современного российского образования является предпрофильная подготовка и профильное обучение [11]. Данное направление в нашем образовательном учреждении реализуется с 2013-2014 учебного года.

Большую роль в предпрофильной и профильной подготовке играют элективные курсы, которые развивают ключевые компетенции и позволяют более широко использовать новые педагогические технологии при обучении обучающихся. 

С 2013-2014 учебного года были разработаны элективные курсы по обществознанию и истории для предпрофильных классов.

Для реализации творческого и научного потенциала обучающихся, а также для развития и усовершенствования проектной деятельности обучающихся, в нашей учебной организации с 2013-2014 учебного года организована ежегодная научно-практическая конференция «Эрудит», где обучающиеся 1-11 классов представляют и защищают свои проекты и исследования [12].

Это прекрасная возможность для школьников почувствовать себя исследователями, попробовать свои силы в научной работе, а также усовершенствовать свои навыки в проектной и исследовательской деятельности.


Библиографический список


  1. Аминова, И. А. Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории. – [Электронный ресурс]. / И.А. Аминова. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/issledovatelskaia-deiatelnost-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii.html].
  2. Артёменко, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как средство реализации ФГОС. – [Электронный ресурс]. / А.Н. Артёменко. – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-8142.
  3. Гордон, Э. В. Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО / Э.В. Гордон [Текст] // Молодой ученый. – 2018. – №29. – С. 161-163.
  4. Каманова, Г. Н. Проектная деятельность на интегрированных уроках истории и обществознания в формате ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 76–80. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/54016.htm.
  5. Киданова, Е. А., Гордон, Э. В. «Золотой век» Екатерины II / Э.В. Гордон, Е.А. Киданова [Текст] // Юный ученый. – 2017. – №4. – С. 18-19.
  6. Киданова, Е. А., Гордон, Э. В. Пётр I: тиран или реформатор? / Э.В. Гордон, Е.А. Киданова [Текст] // Юный ученый. – 2018. – №4.
  7. Муравьев, А. А., Гордон, Э. В. Права ребёнка – равны ли они правам взрослых? / Э.В. Гордон, А.А. Муравьев [Текст] // Юный ученый. – 2017. – №4. – С. 31-33.
  8. Пантелеева, М. А., Гордон, Э. В. Формы денег: чем чаще пользуются жители г. Бийска (на основе опроса) / Э.В. Гордон, М.А. Пантелеева [Текст] // Юный ученый. – 2018. – №4.
  9. Пахомова, Н. Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта [Текст]// Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.
  10. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ayratmusin.ru/bez-rubriki/proyektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya.html].
  11. Сайниев, Н.С. Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации российского образования / Сайниев Н.С. [Текст] // Сибирский педагогический журнал. 2009. С. 196-202
  12. «Эрудит-2018»: итоги и перспективы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bschool1.edu22.info/index.php?option=content&task=view&id=670.