0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Ефремова Ирина Васильевна

Учитель биологии

МБУ «Школа №10» г. о. Тольятти


Оригинал публикации

Темпы современной жизни, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки - все эти факторы ухудшают состояние здоровья не только взрослых, но и подрастающего поколения. Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. В нашей жизни существует много объективных и субъективных причин, заставляющих забыть о том, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

 К сожалению, в настоящее время учебный  процесс в образовательных учреждениях  организован таким образом, что умственные нагрузки на  растущий организм школьника зачастую приводят к хроническим заболеваниям опорно-двигательной  системы и органов зрения.

Основные направления государственной  социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, Закон «Об образовании», а так же другие правительственные документы определяют приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, подчеркивают значимость физического развития  ребенка для  современного общества.

Данной статьей я  хочу привлечь внимание педагогов и школьников к  проблеме ухудшения состояния здоровья учащихся и частично решить ее в нашей школе с помощью  разминок, физминуток  во время уроков и на переменах. Кроме того,  с внедрением  предлагаемых мной здоровьесберегающих технологий, во время школьных перемен снизится риск  травматизма учащихся и увеличится физическая нагрузка, которая снизит гиподинамию в учебном процессе.

Цель работы:

формирование у школьников правильного отношения к собственному здоровью и привлечение внимание педагогов школы  к этой проблеме.

Задачи:


  • разработка и адаптация подвижных игр  для  проведения их в рекреациях и кабинетах школы;
  • изготовление спортинвентаря из бросового материала для проведения разминок;
  • обучение старшеклассников для проведения подвижных игр с младшими школьникам, средним звеном, старшеклассниками;
  • проведение игр в школе;
  • мониторинг проведенных мероприятий.


Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

1.1. Состояние здоровья школьников   в Самарской области

За последние годы у 70-80% детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе, хронические заболевания. Значительное место в имеющейся патологии занимают различные нарушения нервно-психической сферы, выявляющиеся у каждого четвертого-пятого первоклассника. К таким отклонениям относятся задержки интеллектуального, моторного, речевого развития, невротические проявления и другие заболевания.  Среди детей,  идущих в первый класс, около 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания верхних дыхательных путей.

Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости и ухудшения здоровья. У 15% учащихся отмечается снижение массы тела, снижение гемоглобина в крови,  у 20% ухудшается психическое здоровье.

За период обучения с первого по восьмой класс число здоровых учащихся снижается в четыре-пять раз. В некоторых классах вообще не удается выявить школьников с первой группой здоровья.

Ухудшение состояния здоровья происходит главным образом, за счет снижения показателей физического развития, а именно за счет увеличения числа учащихся с недостаточным  физическим развитием, т.е. с дефицитом массы  тела или ожирением.

Согласно статистическим данным Самарской области, от первого к седьмому классу,   за последние 3 года выросло число детей и подростков:


  • с увеличением массы тела до 20%;
  • с нарушением осанки до 50%;
  • с близорукостью до 35%;
  • с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта до 10%;
  • с нервно-психическими отклонениями до 40%.


Ознакомившись с данной   статистикой по области, я решила изменить ситуацию  состояния  здоровья учащихся в нашей школе  в лучшую сторону, помочь адаптироваться к учебным нагрузкам и режиму школы.

1.2.Деятельность в рамках здоровьесберегающих технологий

на базе МБУ «Школа №10».

В нашей школе обучается более 600 учеников.  Ежедневно учащиеся школы  затрачивают много сил и энергии на умственную деятельность, и  трех уроков физкультуры, проводимых в течение  недели, недостаточно для снятия  умственного напряжения в течение учебного времени.

В процессе мониторинга выяснилось, что наиболее эффективными для здоровья являются упражнения, в которых работают все группы мышц, поэтому  в выборе комплексов упражнений я отдаю предпочтение общедоступным подвижным играм. Их можно использовать на переменах в коридорах, в классах, а в теплое время года  - на улице. Самое главное при проведении таких игр – они доставляют удовольствие, помогают снимать напряжение в период обучения. Для разработки упражнений, составления комплексов  из этих упражнений, составления речевок была сформирована творческая группа из учеников 11 класса.

Бросовый материал для изготовления спортинвентаря был принесен учащимися из дома. Для изготовления инвентаря использовались:


  • Крупа перловая;
  • Носки;
  • Ткань для пошива мешочков;
  • Пластиковые бутылки;
  • Бельевая веревка, резинка;
  • Использованные фломастеры;
  • Теннисные ракетки;
  • Использованная ксероксная бумага.
  • Малярный скотч.


1.3. Этапы внедрения  здоровьесберегающих технологий

на базе МБУ «Школа №10»

Для успешной реализации деятельности по проекту  мы составили график работы и выбрали ответственных.

Деятельность

Сроки

1

Набор группы  активистов из числа учащихся 11а  класса  МБУ «Школа №10» в количестве  8 человек.

Сентябрь

 

2

Разработка упражнений и игр для переменок и уроков. Сочинение речевок для сопровождения физминуток на уроках.

Сентябрь

 

3

Обучение группы для работы с младшими классами и средним звеном

Сентябрь

4

Изготовление спортинвентаря из бросового материала. Из дома были принесены старые носки, лоскутки, крупа, резинки, веревки и пластиковые бутылки. Учащимися были изготовлены: 12 мячей, 3 скакалки, емкости для ловли мячей, мишени, кегли из бутылок, мяч для боулинга, ракетка – ловушка.

Сентябрь

 

5

Проведение игр в школе №10.

Сентябрь-май

6

Проведение входной диагностики

Сентябрь

7

Проведение промежуточного  мониторинга

Январь

8

Проведение итогового  мониторинга.

Май

9

Подведение итогов.

Май

 

2.Эффективность внедрения здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе.

2.1. Мониторинг внедрения здоровьесберегающих технологий на базе МБУ «Школа №10».

         В мониторинге  приняли  участие школьники, учителя и родители школьников. Для проведения мониторинга были составлены анкеты для всех категорий участников  мониторинга, проведены ежемесячные   анкетирования,  с целью выявления  количества участников активных перемен и их отношения к проводимым разминкам.   Полученные данные  обработаны,  а результаты обработки представлены в виде  следующей диаграммы:

2.2. Результаты мониторинга  внедрения здоровьесберегающих технологий на базе МБУ «Школа №10».

         Из диаграммы видна положительная динамика результатов внедрения здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе нашей школы. В связи полученными данными и отзывами от родителей и педагогов данная деятельность актуальна и важна.  В результате реализации  здоровье сберегающих технологий около 210 учащихся   МБУ «Школа №10»  получили возможность активно и организованно проводить школьные перемены, а так же во время урока снимать напряжение и усталость с помощью  разминок.

2.3. Рекомендации для педагогов.

 Двигательный режим большинства учащихся ограничивается занятиями на уроках физкультуры и прогулками от дома до школы. В результате большую часть суток учащиеся  нашей школы ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки, просматривая телепередачи или работая с компьютером или сотовым телефоном.  Недостаток двигательной активности сказывается на состоянии здоровья: артериальном давлении,  дети быстро утомляются, у них резко меняется настроение, что приводит к гиподинамии, которая может вызвать состояние стресса и риска  развития сердечнососудистых заболеваний.

Чтобы сохранить здоровье,  поддержать высокую работоспособность, укрепить защитные силы организма, преодолеть стрессы необходимы регулярные занятия физкультурой. 

Рекомендации по проведению физминуток в школе:


  • Для1-4 классов – на 2,3,4 уроке через 15 минут от начала урока в течение 1-2 минут;
  • На перемене 1-4 классов – подвижные игры после 2,3,4 урока;
  • для 5-6 классов – на 2,3,4 уроке по расписанию в середине урока по 1-2 минуты;
  • на перемене – после 3,4,5 урока;
  • для 7-9 классов –минуты релаксации в середине урока в течение 1-2 минут на 3,4,5,6 уроке.


Комплекс упражнений для проведения физминуток-разминок

Выполняются в сопровождении речевок.

1.ЗоопаркПтица по небу летит,

Слон ушами шевелит,

Заяц быстро прыг, да скок на пенёк.

(Дети делают взмахи руками,

Охватывают руками себя за плечи,

Прыгают на обеих ногах,

а потом на каждой отдельно)

2.Стороны света.

Повернулись все на юг,

Машет крыльями индюк,

Повернулись на восток,

Серый заяц прыг да скок.

Повернулись все на север,

Там полярная звезда

Из леса выведет всегда.

Повернулись мы на запад,

Листья по ветру летят,

Журавлям отлет сулят.


  1. Светофор


На зеленый мы шагаем дружно в ряд,

хлопаем в ладоши.

На красный свет не иди,

Просто, просто отдохни,

Переведи дух, оглянись вокруг.

Желтый свет сомнений полон,

Подождать или идти,

Кто совет мне даст в пути,

Если знаешь точно ты,

На который свет идти,

То сомненья прочь гони.


  1. Гуси прилетели,


Возле моря сели,

Искупаться в море синем

Гуси захотели.

Полетим до дому,

К берегу родному,

Там напьемся из криницы

Ключевой водицы


  1. Времена года.


Вот закончилась зима (потягиваются)

Зверям стало не до сна.

(потягиваются)

Значит на дворе весна.

Прилетели птицы к нам (машут руками)

Деревья оживают,

Ручьи побежали (бегут)

Лето звонкое пришло,

На лугах все зацвело (пляшут).

Пляшут мухи и жуки,

Поют песни соловьи

Лето прославляют, (машут руками)

Осень ожидают (прыгают).

Вот подул ветерок,

Заяц серый под кусток (приседают),

А медведь в берлогу,

Ласточка – в дорогу. (машут руками)

Комплекс упражнений для проведения подвижных игр.

Подвижные игры с бумажными мячами

1.“Самый меткий, ловкий, быстрый”

Каждому ребенку в команде дается лист бумаги. По команде “начали” они должны смять лист бумаги, превратив его в мяч, и попасть в обруч. Выигрывает та команда в чьем обруче больше всего мячей.


  1. Игра в снежки (Выбивала). Используются сделанные детьми бумажные мячи. Они будут создавать имитацию снежков.
  2. Болото. Каждому участнику выдаются два листа бумаги. Он должен пройти расстояние до обруча, перекладывая поочередно листы, наступая на них. Обратно возвращается бегом, эстафету передает следующему в команде
  3. Городки. Ставятся несколько кеглей и дети бумажными мячами сбивают их. Та команда, которая сбила больше кеглей, выигрывает.


Подвижные игры с мячами,  сшитыми из ткани, наполненные крупой.

«Не урони!»

1.Создаются 2 команды по 6 человек. Каждый член команды получает мяч, зажимает  его между колен, и, прыгая на двух ногах, доносит его до линии, проведенной мелом на расстоянии 5 метров от старта.  Оставляет мяч, возвращается назад бегом.  Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила.

2.Задание такое же, только  участники несут мяч на голове. Важно не уронить мяч.  Игрок, уронивший мяч возвращается на старт и начинает заново.

3.Жонглирование бумажными мячами, мячами из крупы.  Побеждает тот участник,  у кого не упадет мяч.

 


  1. Заключение


Данное исследование было посвящено организации подвижных игр во время перемен и физминуток-разминок на уроках с целью частичного решения проблем гиподинамии учащихся, снижения  риска травматизма на переменах и улучшению общего состояния здоровья во время уроков.

В результате данной работы можно сделать следующие выводы:


  1. Предложенные активные перемены и разминки актуальны для учащихся нашей школы всех возрастных категорий, что видно из проведенного  мониторинга.
  2. Педагоги начальной школы проявили интерес к разработанным подвижным играм на переменах и решили применить  мой опыт в своей деятельности.
  3. В результате работы учащиеся получили опыт составления игр, речевок, упражнений, а так же организационный  опыт проведения  активных перемен.
  4. Интеграция физминуток и активных перемен в учебный процесс нашей школы способствует восстановлению физического здоровья и психологического состояния  учащихся в процессе обучения.


Список использованной литературы:

1) Все о здоровом образе жизни // Ридерз Дайжест. – 1998.

2) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 2007.

3) Собкин В.С., Кузнецова Н.И.  Российский подросток 90-х. Движение в зону риска. – М.: Вентана- Граф, 2007.