0
Корзина пуста

8 (800) 201-70-51, +7 (343) 200-70-50

                   info@s-ba.ru
Наш канал на Яндекс.Дзен     пн.-сб. 8:30-19:30 МСК

Здоровьесберегающие технологии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Силаева Жанна Владиславовна

воспитатель
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  д/с №47, г. Североморск               


Оригинал публикации


Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить , поддержать и  обогатить            здоровье         детей.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных  учреждений. 
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

           Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться     о          своем  здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.


           Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

- проведение профилактической оздоровительной работы;

- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

- мотивация детей на здоровый образ жизни;

- формирование полезных привычек;

- формирование валеологических навыков;

- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами).


- технологии профилактики заболеваний;

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

-коррекция возникающих функциональных отклонений;

- отслеживание характера течения хронической патологии;

-реабилитация           соматического          состояния       здоровья;
 -контроль качества организации питания;

- витаминопрофилактика;

- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;


Физкультурно-оздоровительные  (физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников)

- процедуры закаливания;

- валеологические занятия;

- спортивные мероприятия;

- недели здоровья;

- проведение подвижных игр;

-прогулки-походы и т.д.


Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

- Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,  «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.


Валеологическое просвещение родителей (обеспечение  образованности родителей воспитанников ДОУ в вопросах здоровьесбережения)

- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;

- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д;

- Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и т.д.);

- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;


- Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).



Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-ритмопластика (2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста);
- динамические паузы, физкультминутки (на занятиях и в перерывах между занятиями по 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах);

- утренняя гимнастика и гимнастика после сна (по 5-10 минут во всех возрастных группах);

-пальчиковая             гимнастика (проводится в любой удобный отрезок времени во всех возрастных группах);      

-дыхательная гимнастика (В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста);

-гимнастика для глаз (ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
- подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры;

-оздоровительный бег (со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке);
-релаксация (для снятия мышечного, эмоционального напряжения, можно использовать спокойную музыку, звуки природы)

Технологии обучения здоровому образу жизни:

-физкультурные занятия;

-проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);

-коммуникативные игры;

-занятия (ЗОЖ);

- самомассаж;

Коррекционные технологии:

-технологии музыкального воздействия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах);

-технологии воздействия цветом (как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста);

-технологии коррекции поведения (сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста);

-сказкотерапия (2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста);

Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


Литература:

  1. Дергунская В.А, Никонец И.И, Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни   у старших дошкольников // Детский сад теория и практика.-2010.-№10.-с 12-19.
  2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.