СВОБОДА ВЫБОРА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Жуков Федор Александрович, учитель, МБОУ «Б.Терсенская СОШ», Нижегородская область, Уренский район, д. Большой Терсень Каждый педагог согласится, что эффективный образовательный процесс возможен только тогда, когда ученик является активным его участником. С чего же начинается любая активность? С выбора. Или, точнее, с реализации учеником права на свободу выбора, что делает идею создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся весьма актуальной. Идея свободы заключается в том, что на самом деле нет никаких готовых путей и вариантов, свобода сама творит новые пути, новые возможности и осуществляет их (А. Бергсон). По этому, целью воспитательного воздействия на ученика является создание условий для реализации его творческого потенциала, организация потока информации, переживаний, формирующих его реальность. Мировоззрение воспитанников при этом формируется не через постулирование принципов общечеловеческой культуры, а через совместную деятельность, через общение с педагогами – носителями и проводниками социальных ценностей. Философская мысль традиционно рассматривает проявление свободы человека как наличие свободного выбора между разными возможностями. Выбор между осознанными возможностями имеет место при интеллектуальном выборе между разными средствами, но не целями. Цель же, в данном случае, рассматривается как нечто предопределенное, данное. Такая точка зрения несколько искажает идею свободы как проявления иррационального волевого процесса, но является наиболее приближенной к реальности образовательного процесса, так как образовательный процесс в рамках классно-урочной системы не предполагает проявления свободы человека, будучи изначально ограничен стандартами образования и иными нормативными документами. Можно оспаривать эту точку зрения на основании того, что педагогу предоставлено право выбора: выбора образовательной программы, образовательных технологий, методических приемов. Однако, само наличие готовых вариантов, между которыми и положено делать выбор, уже обрекает на необходимость совершать выбор, то есть ставит в принудительное положение. Цель педагога в этом случае заключается в том, чтобы организовать образовательный процесс, создавая условия максимально свободного выбора со стороны учащихся: свободы принятия воспитанником решения о его вхождении в культурно-образовательное пространство, свободы выбора содержания и формы деятельности участников образовательного процесса. Нельзя воспитать активную, творческую личность, просто диктуя учащимся основные моральные принципы и нравственные постулаты. Фактором эффективности личностной реализации, социализации воспитанников является свобода. Кто-то захочет возразить, что свобода может восприниматься как «свобода от…», как произвол. В философии рассматривается три вида свободы: первичная (иррациональная) свобода, то есть произвольность, рациональная свобода, то есть исполнение морального долга и свобода, как высшая форма проявления любви (Н.Бердяев). Основная идея духовно-нравственного воспитания заключается в преодолении учащимися первой ступени духовного становления – перехода от свободы-произвольности к рациональной свободе. Это перерождение происходит через реализацию интуитивной и интеллектуальной способности сознания (А. Брегсон). Через созерцательное (восприятие красоты и хрупкости природы родного края, общение с единомышленниками, носителями культурных ценностей) и действенное (проектная, творческая и исследовательская деятельность). Таким образом, свобода выбора, реализуемая в образовательном процессе, выступает как фактор, усиливающий эффективность личностного становления воспитанников, повышает качество обучения и воспитания. Каждый педагог мечтает, чтобы одаренные дети были среди его воспитанников. И, едва ли не каждый оказывается не готов к работе с такими очень непростыми ребятами. Методические приемы, ориентированные на среднего ученика, оказываются малоэффективными для работы с детьми, обладающими высоким потенциалом в учебной или иной деятельности. Более того, работу с одаренными детьми учителю приходится начинать с себя, а к этому готов не всякий учитель. Первой задачей педагога, который желает работать с одаренными детьми, является поиск таковых. Выявление одаренности сложный и отнюдь не одномоментный процесс целенаправленного психолого-педагогического наблюдения или, точнее, эксперимента. Что отличает одаренных детей? Не задаваясь вопросом, о каком типе одаренности идет речь, отметим, что общими признаками является наличие устойчивой системы интересов и широкая познавательная способность. Одной из лучших форм выявления интересов, склонностей, широты познавательной активности ребенка в работе учителей-предметников является тематическое портфолио. При изучении темы, которая рассчитана на несколько часов, ребятам можно предложить составить портфолио, то есть собрать интересные факты, задания с вариантами их решения, структурировать в виде таблиц, схем, кластеров информацию по теме и, что наиболее важно для нас в аспекте выявления одаренности, предложить применить свои увлечения, хобби к изучаемой теме. Другим, не менее эффективным способом выявления одаренности, является проведение на занятиях самостоятельной работы. Однако, самостоятельность существует только там, где есть выбор. По этому, учителю необходимо приготовить карточки с заданиями для учащихся в разных формах: тесты, викторины, кроссворды, шарады и ребусы, анаграммы, тексты для работы, вопросники, незаконченные таблицы, кластеры, схемы и другое. Каждое задание имеет свою цену в баллах, а ученику предлагается самому составить «меню» самостоятельной работы – выбрать те задания, которые ему наиболее интересны и близки по складу ума на ту сумму баллов, которую он считает для себя достаточной. Это может быть одно сложное комплексное задание стоимостью 5 баллов, а может быть десяток простых заданий по 0,5 балла. Учителю может оценить выбор каждого учащегося, сделать выводы о его интересах, уровне учебных притязаний, готовности к решению трудных задач, умении работать с дополнительной литературой. Особенности работы с одаренными детьми диктуются типом одаренности. Учащиеся с интеллектуальным типом одаренности легко усваивают новую информацию, часто обладают энциклопедическими знаниями. Устойчивая система познавательных интересов этих воспитанников приводит к тому, что по некоторым предметам они могут быть успешными, а по другим средними на фоне низкой познавательной активности. При работе с такими детьми педагог должен четко осознавать круг интересов ребенка, раскрывая свой предмет через области знаний, в которых успешен одаренный ученик. Одним из вариантов такой организации образовательного процесса является работа с текстами. Учителю предстоит самому создавать обучающие тексты для каждого ребенка, очень тонко расставляя акценты на тех местах, которые являются важными для него как предметника, при общей направленности текста на области знаний, интересных ученику. Каждый такой текст, не просто набор информации, но настоящее произведение искусства, выполняющее не только познавательную, но и воспитывающую, и даже врачующую функцию. В арсенале педагога, работающего с одаренными детьми, появляются например, тексты о каучуках, в которых описываются исторические события 30-х годов прошлого века, когда на фоне мировой напряженности советское государство остро нуждалось в резине для машиностроения, а поставки каучука из Англии были резко ограничены. Научный подвиг ученых, разработавших технологию изготовления синтетического каучука и, в значительной мере обеспечивших победу в грядущей мировой войне перемежается в тексте с формулами и описаниями технологических условий. Учащиеся с академическим типом одаренности. При значительном сходстве с учениками, имеющими интеллектуальный тип одаренности, такие воспитанники отличаются более широким кругом познавательных интересов, что связано с высоким уровнем развития учебных умений и навыков. Такие ребята с равной легкостью усваивают, систематизируют, перерабатывают информацию по любому предмету всех или нескольких образовательных областей. Работа с детьми, проявляющими академическую одаренность, в первую очередь состоит в удовлетворении их постоянной потребности в новой информации, новых заданиях и упражнениях, находящихся на границе их, итак изначально высоких, интеллектуальных возможностей. Такие ученики требуют от учителя не только высокого уровня знаний в своей предметной области, но и психологической готовности признаться в недостаточной осведомленности в каком-либо вопросе. В арсенале педагога, работающего с одаренными детьми данного типа, обязательно имеются сборники олимпиадных заданий, справочная литература, учебники для ВУЗов. Для многих учителей-предметников камнем преткновения является художественно одаренный ребенок. Такой воспитанник прекрасно рисует, поёт или сочиняет стихи, но, увы, может быть вовсе не блестящим в какой-либо предметной области, особенно если речь идет о точных науках. Наиболее распространенная в школьной практике система оценивания учащихся не предназначена для работы с одаренными детьми художественного типа. При оценивании работы учащихся в баллах, результат его деятельности сравнивается со стандартной шкалой, учитывающей только степень владения когнитивной составляющей школьной дисциплины. От педагога, работающего с художественно одаренными детьми, требуется владение различными формами оценивания, учитывающими творчество, неординарный подход в представлении информации. Такой формой оценивания является, например, тематическое портфолио, о котором написано выше. Одаренность лидерского или социального типа прекрасно известна всем практикующим педагогам. Ведущим видом учебной деятельности в данном случае является игра, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Игровая деятельность не только позволяет создавать условия для выявления и развития социальной одаренности, но и повышает интерес учащихся к школьному обучению. Последний аспект игры весьма важен, так как отсутствие интереса к применению лидерских задатков в учебной деятельности приводи к тому, что одаренные дети социального типа начинают подтверждать свой статус лидера на улице, среди неформальных подростковых групп, деятельность которых может носить антисоциальный характер. Головной болью и великим даром для педагогов были и остаются дети с креативным типом одаренности. Для этих детей характерна нестандартность мышления, иной взгляд на мир. Многое из того, что для других учеников кажется неоспоримой, не требующей доказательств истиной, для одаренных детей креативного типа не аксиома. И в этом их великий дар педагогу-предметнику: обладая свежим взглядом на мир, постоянно подвергая сомнению догмы науки и культуры, одаренные дети такого типа создают предпосылки для постоянного совершенствования педагога, его высокого профессионального тонуса. Учитель, работающий с одаренными детьми такого типа, должен обладать высокой степенью гибкости мышления, готовности принять точку зрения другого. Одной из форм работы с креативными воспитанниками является эссе. Именно эссе, как литературный жанр, предполагающий свободный полет мыслей, наиболее полно отвечает запросам одаренных детей креативного типа. Для того чтобы такая форма работы носила обучающий характер, основанием для написания эссе должны выступать небольшие тексты, содержащие полярные точки зрения на одну и ту же проблему, задачи, предполагающие несколько вариантов решения и, возможно, имеющими неоднозначный ответ. Все научные открытия совершаются в приграничных областях: на границе знания и незнания, на точках смежности нескольких наук. К познавательной активности на стыке наук в значительной степени готовы ученики, обладающие одаренностью именно креативного типа, поэтому высокоэффективной формой работы с ними являются интегрированные или бинарные уроки, предполагающие изучение одной проблемы с точки зрения разных дисциплин. Таким образом, понимание типологии одаренности учеников является основой для выбора стратегии работы с такими детьми. А правильно выбранная стратегия, в свою очередь, обусловливает эффективность деятельности учителя по выявлению и поддержке «золотого запаса» человеческой науки и культуры – одаренных детей. В соответствии с требованиями ФГОС основным в образовании становится системно-деятельностный подход. Такой вариант осуществления образовательной деятельности органично реализуется в дополнительном образовании через проектные и исследовательские работы учащихся. При этом педагоги ДО имеют перед учителями-предметниками важное преимущество, так как содержание и формы работы на кружковом занятии более вариативны в сравнении с уроком, изначально предполагают преобладание практической работы над теорией, направлены на удовлетворение потребности в личностном росте воспитанников. Одним из ведущих в ДО является фасилитарный подход, при котором педагог создает условия направляющие и корректирующие саморазвитие воспитанника. Эти условия включают материальные, психолого-педагогические и иные ресурсы, а, следовательно, изначально предполагают создание образовательного пространства, основанного на тесном сотрудничестве всех участников образовательной деятельности. Сочетание этих двух подходов делает образовательную деятельность в области дополнительного образования и эффектной, и эффективной.