ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И ФГОС СОО
Тарасова Наталья Александровна, учитель английского языка, МОУ «Заозерская СОШ №10» Прионежского района, с. Заозерье Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в общеобразовательной школе регламентируется следующими нормативными документами: · Федеральный Закон «Об образовании» (Статья 8. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации) · Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». · Конвенция ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. (ст.24) · ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (1.09,2016) · Приказ Министерства Образования РФ №1897 « О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования». Законодательством РФ закреплено право на образование детей с ОВЗ, но для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог оптимально реализовать свои актуальные и потенциальные возможности, ему необходимо создать специальные условия для обучения. Под специальными условиями мы понимаем: использование специальных программ обучения, специальные учебники, специальные технические средства обучения, наличие ассистента, специальные формы, методы обучения. Что касается выбора программы, то детям с НОДА будет рекомендовано обучение по программе 6 вида, учитывая вариант в зависимости от сопутствующих нарушений. (6.1,6.2, 6.3,6.4) Родители и другие представители ребенка могут самостоятельно выбрать форму обучения и образовательное учреждение, в котором будет обучаться ребенок с НОДА. В связи с тем, что последние годы в нашей стране активно развивается инклюзивное обучение, а в общеобразовательных школах появляется все большее количество детей с ОВЗ, среди которых достаточно высок процент детей с НОДА. У учителей возникает масса вопросов как, каким образом организовать работу с детьми с данными нарушениями, так как нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть различных видов, а именно заболевания нервной системы, врожденные патологии опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата, и соответственно иметь различные проявления. Опираясь на вид нарушения, учитывая первичный дефект, возможно, спрогнозировать развитие вторичного дефекта и вовремя начать коррекционную работу и обучение. Часто дети с НОДА имеют сохранный интеллект и успешно обучаются в общеобразовательной массовой школе интегрированные в класс сверстников, но при этом важно учитывать их психические и физические особенности. Особое внимание хочется уделить обучению детей с НОДА иностранным языкам. Первое и самое важное, на что стоить обратить внимание это структура дефекта, а именно сохранен ли у ребенка интеллект или имеют место быть нарушения в интеллектуальной сфере. По какой программе обучается ребенок, какие сопутствующие нарушения он имеет - это все должен учесть учитель иностранного языка при подготовке к работе с таким ребенком. Инклюзия дает таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что само по себе дает еще более высокие шансы для социализации в обществе, возможности для обучения за рубежом, общением со сверстниками, развития кругозора и профессиональной идентификации. Особое внимание следует обратить на состояние развития его высших психических функций, а именно восприятие, воображение, память, мышление и речь. Состояние этих функций у детей с НОДА будет иметь ряд своих особенностей. Во-первых, временное созревание психической деятельности будет задерживаться, и в первую очередь, будет страдать познавательная сфера. Развитие познавательной сферы будет иметь ряд особенностей: 1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. (Эта связано с мозаичным характером поражения головного мозга) 2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления; 3) выраженность астенических проявлений – утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС. (Это выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения) 4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с НОДА не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. (Причины: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; нарушение сенсорных функций) 5) нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с НОДА, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи. Итак, при подготовке к уроку и работе с детьми с НОДА нужно учитывать их особенности, изучение индивидуальных особенностей учеников позволит грамотно спланировать цели, задачи, время и направления обучения и.я. Особую роль играет мотивационная составляющая часть урока, правильная мотивация улучшит психоэмоциональное состояние ученика, создаст положительную атмосферу на уроке. В процессе обучения иностранному языку у таких детей необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки, и умения работы с языковым материалом и всеми видами речевой деятельности. Особую роль отвести работе с лексикой, здесь стоит задействовать как можно больше анализаторов, постоянно в течение урока возвращаться к изученному материалу с использованием различных приемов. Особое место стоит отвести наглядности, картинки или графические изображения должны быть как можно более приближены к реальным объектам. Не допускается двусмысленность трактовки изображения, объекты на изображении не должны быть зашумлены. Успешность усвоения лексического материала заключается в многократном повторении. Обучение грамматическому строю языка происходит на примере различных схем и примеров. Не стоит зацикливаться на ошибках, это может значительно ухудшить психоэмоциональное состояние и даже привести к отказу от работы. Работа с текстом является очень хорошим видом деятельности, лучше использовать один вид чтения с полным извлечением информации. Особое внимание уделить подготовительному этапу работы, проработать незнакомые и вызывающие затруднения слова, подобрать заголовки, работа с картинками. Этап после прочтения текста также важен: заполнить таблицы с информацией, соотнести картинки с абзацами текста, ответить на вопросы, определение верного и неверного высказывания. Также особое место стоит отвести моделированию ситуаций общения на иностранном языке, все диалоги должны быть практически применимы, нужно четко обрисовывать ситуацию и практическое применение лексических единиц. Особое затруднение может вызвать обучение письму, так как часто у детей с НОДА могут быть нарушения в работке верхних конечностей, если ребенок с данной патологией плохо или совсем не пишет на родном языке, то проблема будет и на иностранном языке, что создаст дополнительные трудности в обучении. Выходом из этой ситуации будет обучение работы на клавиатуре. Стоит заранее продумать варианты заданий в подобной ситуации: заполни таблицу ответами на вопросы YES or NO, расставь номера над словами в предложении, удали лишнее слово и т.д. Начальным этапом урока обязательно должна быть фонетическая зарядка, что будет служить хорошим развитием фонетического слуха, а также правильной артикуляции звуков, как мы знаем, хорошее произношение является основой в овладении умения аудировать. Детям с НОДА нужно давать больше времени на выполнение заданий, чем детям с нормой и это нужно обязательно учитывать при планировании урока, особенно если такой ребенок интегрирован в класс. Часто данные ученики не успевают справляться с заданиями в отведенный для этого временной промежуток, из-за чего попадают в ситуацию неуспеха, что может стать причиной отрицательного отношения к предмету. Возможно, для них стоит продумать индивидуальные формы контроля выполнения заданий. На уроках имеет смысл использование видео материалов из источников сети интернет. Многие УМК на данный момент сопровождаются видео пособиями, и их значимостью не стоит пренебрегать, они могут стать хорошим подспорьем в обучении детей с НОДА как на уроке, так и дома. Уроки не должны быть однообразны, необходимо как можно чаще переключать различные виды деятельности, использовать игры, пособия, менять формы и методы работы. Основная цель обучения иностранному языку детей с НОДА это создание максимального содействия развитию ребенка через создание оптимальных условий для его деятельности и развития.