ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ГЕНЕАЛОГИИ
Девятова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ с. Андросовка В быстром ритме современной жизни изучение истории своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Многие молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. В Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. Это повлияло на систему ценностных ориентиров в обществе и школе, стало причиной нарушения духовного единства общества, послужило основой разрушения ценностей старшего поколения и искажения традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Одним из самых эффективных средств формирования гражданско - патриотических качеств личности является генеалогия. Наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми – это генеалогия. Слово «генеалогия» было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» - наука, знание (О. Дан. Составь свою родословную – СПб.: Питер, 2011год.). Это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли. Виды генеалогических древ. В самом общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны исследователем Л.М. Савеловым. В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному. Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней. Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные. В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов. Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее, как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками. Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем. Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужско и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д. Я уверена в том, что учебники, художественная литература не заменят нам то, что дает фамильная история. Каждая семья, дети и внуки должны знать свою историю, судьбы предков. В школьном курсе нет предмета «Генеалогия», о ней говорится на разных дисциплинах, в процессе изучения некоторых тем. История тесно связана с генеалогией. На уроках можно рассказать о событиях, имеющих прямое отношение к предкам учащихся. Генеалогия позволяет обнаружить в истории темы, которые можно связать с конкретными событиями своей семьи, осознать свое место в истории, определить свою гражданскую позицию. Я часто использую на своих уроках средства генеалогии в процессе изучения некоторых тем. Учащиеся с удовольствием выполняют работу по изучению родословной своей семьи. На уроках истории мы используем практику работы с электронными версиями генеалогических древ. В ходе проектной деятельности по предмету дети работают и создают электронные версии родословных древ своего рода. Методы исследования: - поиск информации в Интернете; - изучение семейного архива; - беседы с родственниками; - анализ полученной информации. Принципы создания родословного древа семьи. 1. Родословное древо строится снизу вверх и начинается с самых ранних известных предков. 2. Каждый представитель древа записывается в прямоугольник или квадрат. 3. Братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная от старшего. Дети одной супружеской пары располагаются на одном уровне, объединяются общей чертой. 4. Лица одного поколения должны занимать один уровень в родословной. 5. Все необходимые и дополнительные сведения (даты рождения и смерти), факты из жизни записываются в родословном древе в прямоугольнике с именем предка. Генеалогическое направление в сочетании с краеведением и историей помогает человеку осознать себя в обществе, способствует преодолению разрыва между поколениями. Генеалогия помогает и самоидентификации человека, его самоутверждению в обществе. Школьная генеалогия – это отличный способ не только семейной, но и социальной помощи нашему обществу. Ребенок – это строитель семейных отношений. Я сделала вывод, что использование на уроках истории и краеведения средств генеалогии способствует формированию гражданско-патриотических качеств учащихся. В качестве примера представляю фото рукописного генеалогического древа учащегося и титульную страницу сайта по генеалогии рода.