МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Кашина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина», Кировская область, г. Вятские Поляны Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Одним из основных положений Федерального Государственного стандарта второго поколения является формирование универсальных учебных действий. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечьобучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт. Что такое интеллект-карты? Интеллект-карта («умственные карты», «карты знаний», «карты ума», «карты памяти», «ментальные карты», «схемы мышления» или «MindMaps»)– это графическое выражение процесса мышления. В основе этого метода – создание схем и рисунков для лучшего изложения информации. Почему интеллект-карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Ментальные карты (интеллект – карты) задействуют оба полушария головного мозга ребенка, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Метод интеллект-карт (в оригинале Mindmaps) был предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года. Области применения Интеллект-карт различны: 1) обучение (конспектирование лекций, книг и семинаров; тренинги‑семинары, лекции, презентации). 2) план для написания статей. 3) мозговой штурм в команде. 4) развитие умственных способностей благодаря повышению ментальной грамотности. 5) планирование и составление этапов разработки проектов. 6) решение каких- либо не наглядных проблемных ситуаций. 7) принятие решений в повседневной жизни. 8) менеджмент. 9) презентации. Интеллектуальные карты помогают создать представление о предмете, понять происхождение терминов или понятий. Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации: - легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа; - внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах; - чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии; - быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐтеѐ разноцветного и многомерного представления; - структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.); Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным. Составляя учебные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности. Основное преимущество интеллект‑карты в том, что можно сразу увидеть ее всю взглядом, в линейном списке такого невозможно. Как же составляются интеллект-карты? Для этого нам можно воспользоваться специальными программами (ConceptDraw) или воспользоваться листом бумаги A4 и при помощи карандашей, ручек и фломастеров мы можем ее создать сами. В основе карты лежит центральный образ (ассоциация), от которого отходят различные ветки, ассоциирующиеся с ключевым понятием и т.д. Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект‑карты. По возможности используем максимальное количество цветов. Пользуемся стрелками, когда необходимо показать связи между элементами интеллект‑карты. Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект‑карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям. Интеллект‑карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера. Метод интеллект-карт использую на разных типах и формах урока русского языка и литературы: изучение нового материала, закрепление материала, обобщение материала · написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы · подготовка проекта, презентации · аннотирование; конспектирование С помощью данного метода очень легко научить учащихся запоминать стихотворение, создавать конспекты, это подспорье для учителя при подготовке к экзаменам. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей, заучивать большие куски текста. Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся. Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного и творческого мышления, познавательной активности, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой. Значимость метода интеллект-карт очевидна, т.к. способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования универсальных учебных действий.