УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Губина Алена Джавдатовна, педагог-психолог, МБДОУ «Олонский детский сад», Иркутская обл., Боханский район, с. Олонки Становление мотивационной сферы ребенка является одной из ключевых составляющих полноценного развития. Дошкольный возраст, особенно период 6-7 лет является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В структуре мотивов появляются разнообразные мотивы. Мотивационная готовность к школьному обучению, по мнению Т. В. Гринек, И. Н. Каменской, складывается из положительного представления о школе, желание учиться, сформированной позиции школьника. Также мотивационная готовность предполагает наличие адекватной самооценки [3]. Среди разнообразных мотивов детей 6-7 лет важное место занимают познавательные мотивы, которые являются одними из наиболее специфичных для старших дошкольников. Л.И. Божович, Л.С. Выготский отмечают, что этот возрастной период является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка. Это связано с тем, что умственная активность детей приобретает все более самостоятельный характер, дети стремятся устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. В тоже время, не у всех детей познавательная мотивация сформирована в равной степени [1,2]. Формирование мотивационной готовности базируется на развитии познавательной активности и познавательных интересов детей данного возраста. В тоже время, высокий уровень познавательной активности не всегда гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо также чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения. По мнению Т.В. Гринек, И.Н. Каменской, успешному формированию познавательной мотивации у старших дошкольников способствуют следующие педагогические условия: - развитие интереса к школе; - формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности; - стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр; - чтение художественной литературы; - формирование интереса к экспериментированию; - систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации [3]. Сформированность социальных мотивов связана с особенностями нравственного и морального развития ребенка дошкольного возраста, осознанием им значимости и ценности учения, пониманием необходимости учения для дальнейшего развития. Формированию социальных мотивов способствует развитие осознанности поведения, формирование представлений об обучении в школе, об учебной деятельности в целом. По мнению Н.И. Гуткиной, так или иначе, все мотивы, которые составляют основу мотивационной готовности к школе, связанны с представлениями детей о школе, школьной жизни, отношением детей к школе, сформированностью волевых элементов готовности, то есть способности преодолевать трудности, поскольку, между мотивацией и волевыми качествами существует тесная взаимосвязь [4]. Если у ребенка недостаточно развита волевая сфера, то его мотивы будут, быстро появившись, также быстро и утрачивать свою значимость, и ребенок не сможет регулировать свою деятельность в соответствии с ними, это будет проявляться в том, что ребенок не будет завершать начатое дело до конца, часто осуществлять смену интересов. М.Н. Терещенко считает, что умение преодолевать определенные трудности способствует укреплению мотивации ребенка, поскольку, тогда мотивация становится частью целостного процесса деятельности от возникновения побуждения к деятельности до планирования действий, осуществления действий, контроля и коррекции за осуществлением действий и достижением поставленной цели и оценкой результатов [8]. Оценка играет важное значение в деятельности, поскольку, она может стимулировать и укреплять мотивацию ребенка, но, с другой стороны, чрезмерная выраженность оценочной мотивации будет формировать у ребенка поверхностное отношение к учебной деятельности, которая будет строиться на том, что ребенку будет интересен не сам процесс получения знания, открытия для себя чего-то нового, а процесс получения хорошей оценки и одобрение в данной конкретной деятельности. Традиционно считается, что к моменту поступления ребенка в школу, у него начинают доминировать учебные мотивы, что способствует формированию внутренней позиции школьника. Как показано в работе Л. И. Божович, к началу обучения в школе ребенок стремиться к выполнению функций ученика, что формируют мотивационную готовность к школьному обучению. Учебные мотивы и мотивы установлении отношений со взрослыми и сверстниками в рамках учебной деятельности становятся ведущим. Исследователи отмечают, что только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение целенаправленной деятельностью [1]. Формирование учебной мотивации связано со становлением учебной деятельности, которая начинается при поступлении ребенка в школу. В тоже время, в старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности, поскольку, дети осваивают определенные способы учения, учатся организовывать свою деятельность. Мы полагаем, что одним из условий формирования мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста выступает развитие учебно-познавательных и социальных мотивов. Поскольку, именно они являются той самой необходимой доминантой по отношению к другим мотивам, которые позволяют сформировать устойчивую мотивационную готовность. Как указывают Е.Е. Кравцова, Л.С. Славина в старшем дошкольном возрасте развитию учебно-познавательных и социальных мотивов может способствовать организация специальной деятельности, связанной с процессом познания и процессом общения. Желание стать учеником у детей 6-7 лет может быть сформировано на основе целенаправленной работы по формированию у детей представлений о школьной жизни, об учебной деятельности, о нормах и правилах, существующих в школе, формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом, что является важным для построения взаимоотношений в новой системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик» [6,7]. Как показывают исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, в системе мотивов, побуждающих старших дошкольников к познавательной деятельности, занимает значимость самого процесса познания как социально-ценной деятельности. Этот мотив для детей настолько силен, что определяет положительное отношение к деятельности даже тогда, когда она лишена познавательного интереса [7,39]. Значимость самого процесса познания необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста в деятельности, при этом активно использовать механизм рефлексии для того, чтобы дети осознавали не только процессе деятельности, его содержательные характеристики, а также результат деятельности и их собственные действия по достижению данного результата. В контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта можно отметить, что формирование мотивационной готовности детей к школе тесным образом является связанным с формированием умения учиться, поскольку, мотивация определяет стремление ребенка осуществлять определенные действия, направленные на познание. В качестве одного из наиболее эффективных средств формирования мотивационной готовности может выступать игра. Игра способствует формированию мотивационной готовности к обучению в школе в связи с тем, что в игре ребенку необходимо подчинять свои желания, потребности определенным правилам и нормам. Сюжетно-ролевая игра является той деятельностью, в которой ребенок учится преодолевать непосредственные аффекты и желания, учится контролировать их. Поэтому еще игру называют школой новых потребностей. Л.С. Выготский обращает внимание на неповторимую специфику дошкольной игры, которая состоит в том, что с одной стороны в игре ребенок обладает свободой и самостоятельностью. С другой стороны отмечается строгое подчинение правилам. Такое подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязаны извне взрослым, а вытекают из содержания игры, ее задач и когда их выполнение представляет для ребенка интерес и он готов выполнять и соблюдать эти правила, поскольку от них зависит ход игры и ее особенности [1]. Повышение значимости того или иного вида деятельности именно ее социальной направленности способствует расширение представлений детей о разных профессиях, разных видах деятельности которые осуществляются в ходе подготовительной работы в сюжетно-ролевой игре. Т.В. Гринек считает, что благодаря подчинению своих действий игровым правилам, формируется соподчинение мотивов, когда ребенок, отказывая в быстром удовлетворении одной из потребности, отдает приоритет другой потребности, которая предполагает отсроченный результат, то есть, пример, ребенок предвосхищает, как его похвалит воспитатель за хорошо выполненные игровые действия [3]. В сюжетно-ролевой игре развиваются все стороны личности ребенка, поэтому сюжетно-ролевая игра способствует общему взрослению ребенка. Это происходит в связи с возрастающей долей самостоятельности в игровых действиях. Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что на формирование мотивационной готовности детей к школе влияет учет следующих психолого-педагогических условий: формирование представлений о школе и процессе обучения в школе, положительного отношения к ней; стимулирование познавательной потребности в разных видах деятельности; обучение способам познания; формирование умения подчинять свои действия поставленной задаче. Список использованной литературы 1. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович. СПб., 2007. – 125 с. 2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с. 3. Гринек, Т. В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] / Т. В. Гринек, И. Н. Каменская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. 4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н.И. Гуткина. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с. 5. Зворыгина, Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е. В. Зворыгина, Н. Комарова // Дошкольное воспитание, 2009. - № 5. – С. 31-40. 6. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии, 2006. - № 6. – С. 47-62. 7. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст]: Авторский сборник / Л.С. Славина / Ред. В.Э. Чудновский. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с. 8. Терещенко, М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема [Текст] / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2009. – № 9. – С. 58–61.