РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Аманжулова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, МКОУ Брединская сош № 1, п. Бреды На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Я считаю, что одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности стал резко возрастать, изучаемый материал становился для них более доступным, работоспособность значительно повысилась. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание. Во время игры мои ученики - полноправные участники познавательной деятельности, они самостоятельно ставят перед собой задачи и решают их. Для них дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющие отдают ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра в классе создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации. Дидактические игры использую, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они позволяют мне осуществить плавный переход между этапами урока. Дидактические игры в полной мере решают как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности. 1. Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания. 2. Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала. 3. Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи. 4. Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока. Составляя сценарий какой-либо игры, учитываю следующие требования: дидактическая игра - это, прежде всего урок; учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и игр; игра должна иметь конкретную тему, цель и задачи; при построении игры важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка - финал; предоставляю детям относительно большую самостоятельность в игре, если это возможно; в основе игры должна лежать деятельность зрителей; содержание игры, подбор загадок, конкурсов должны соответствовать возрасту младших школьников; следует помнить о времени; продумывание оформления игры; новая хорошая игра - лучший подарок детям. Дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках: «Составь слово», «Найди лишнее», «Разделение на группы», «Волшебный мешочек», «Исправь ошибку» и другие. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например, «Витрина», «Мои друзья», «Теремок», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия. Учащиеся с удовольствием выполняет любые задания и упражнения. А я, таким образом, стимулирую правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игры помогают формированию фонематического восприятия слова, обогащают ребенка новыми сведениями, активируют мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулируют речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра» Таким образом, дидактическая игра помогает мне сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка.