Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тихонова Наталья Михайловна,
воспитатель,
ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа»,
г. Отрадный Самарской области
При коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, познавательной мотивации в образовательно-воспитательном процессе.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС - это совокупность обязательных требований при реализации АООП (адаптированной основной образовательной программы). ФГОС в специальном образовании - это компетенции, необходимые в повседневной жизни.
 В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и воспитанника. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение ребёнка, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи ребёнка.
В наш реабилитационный центр приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
ИКТ технологии, применяемые мной, в сочетании с традиционными методами и формами воспитания, дают новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, а, следовательно, сама деятельность воспитанников, их знания приобретают новые качества.
Такими средствами являются: мультимедийные дидактические игры, которые имеют яркую наглядность, занимательность. «Учить
играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Руководствуясь этими знаниями, мы с моей коллегой Торопыгиной Фаридой Минсаодовной для работы с детьми с ОВЗ создали два развивающих игровых пособий (игры на липучках) с электронным мультимедийным приложением.
В электронном приложении с помощью программы PowerPoint на основе спецэффектов, анимации, гиперссылки и звука с видеороликами дается возможность ребенку самостоятельно «путешествовать с героями какой-либо сказки», получая развитие познавательно-исследова-тельских навыков, слыша звуковую инструкцию.
А в игровом пособии выполнять задания этих инструкций тем самым развивая мелкую моторику, которое создано с помощью печатания в цвете листов (фонов) и вырезанных деталей и затем ламинированных. Мелкие детали крепятся в пособии при помощи липучек.

Целью этого пособия является: активизация познавательной и речевой деятельности воспитанников, усиление усвоения материала через игровое развивающее пособие с ИКТ приложением.
Первая игра называется «Маша и медведь». В электронном приложении персонаж Маша дает звуковые инструкции к разным заданиям, которые ребенок выполняет в развивающем пособии состоящим из картинок на липучках. На каждой остановке при выполнении задания преследуются цель и задачи по формированию математического представления: «большой-маленький», «узкий-широкий», «один-много», «больше-меньше», закрепление знаний о геометрических фигурах и сопоставления их с окружающими предметами.
Вторя игра «Путешествие по сказкам» - составлена аналогично игры про Машу и медведя. Персонажи этой игры так же озвучены, но больше рекомендациями, чем какой либо информацией. Эта игра сделана по развитию речи и задания в ней составлены на знание сказок, составления мини рассказа по картинкам, добавления какого-либо героя, узнавания героя из сказки по тени. Смысл игры в том, что волшебник просит детей найти пропавших персонажей из сказок, выполняя различные задания по каждой сказке. Если ребенок затрудняется, в играх есть подсказка в виде готового вида пособия или мультфильма сказки, которую можно просмотреть и вернуться к заданию.
В конце каждого электронного приложения, после выполнения всех заданий, ребенок может посмотреть мультфильмы «Маша и медведь», «Вовка в тридевятом царстве» или же поиграть в игры: составления пирамидок разной формы или раскрасить фломастером (вариант пластилином) две картинки в конце пособия.
Пособие многофункциональное, мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми и для работы с подгруппой. За время использования этого пособия увидели, правда, еще небольшие результаты развития детей в центре, так как дети недолго пребывают на реабилитации. Опыт показал, что с детьми разного уровня интеллектуального развития это пособие и применяется по-разному.
С младшей группой использование электронным приложением руководит педагог, а дети, смотря на монитор, выполняют задания в игровом пособии.
В старшей группе дети играют вдвоем. Один на компьютере, а другой с липучками. Так же в образовательном процессе можно пособие и электронное приложение использовать отдельно друг от друга.
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию воспитанников, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием ИКТ технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает меня в необходимости использования ИКТ технологий в образовательном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
На занятия с детьми готовлю на основе программы PowerPoint мультимедийные игры. В качестве примера вкратце возьмем одно занятие по ФЭМП с использованием ИКТ «Путешествие с Машей в гости к Медведю», проводимое мною в образовательном процессе с детьми с ОВЗ в нашем реабилитационном центре.
Цель занятия: Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их соотношение с формой окружающих предметов, счет в пределах пяти и сравнение по количеству, закрепить понятия «узкий», «широкий», «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о геометрических фигурах; упражнять в счете в пределах 5; закрепить знание цвета красного, зеленого, синего и желтого.
Развивающие: развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; Вызвать у детей положительные эмоции от встречи со сказочными героями и игр с ними;
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ребята вместе с главной героиней мультфильма «Маша и медведь», путешествовали по волшебному лесу, выполняя при этом разные задания. Перебирались по мостику (узкому и широкому) через речку. Оживили цветы, подобрав им соответствующие по цвету и величине серединки, собрали для Мишки предметы разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и сравнили их с геометрическими фигурами, собрали угощенье – яблочки красного и зеленого цвета предварительно посчитав их. Все задания дети выполняли с интересом, каждый из них получил массу положительных эмоций от встречи со сказочными героями и игр с ними. Маша и медведь из мультфильма в презентации были озвучены и сопровождали детей речевыми рекомендациями в течении всего занятия.
В конце занятия или в свободное время можно предложить детям посмотреть этот мультфильм.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. Поэтому в планах расширить копилку таких занятий, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

2020-04-04 14:46 Март 2020