СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЛОГОПЕД» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Падерина Елена Владимировна, учитель-логопед, МБОУ СОШ № 25, г. Сургут, ХМАО - Югра Специальность «Логопед» как часть системы современных стандартов образования Новая цель образования - взрастить интеллектуального и творческого человека. Учитель-логопед оказывает действенную помощь в формировании всецело развитого гражданина своей страны со значимым речевым уровнем. Деятельность учителя-логопеда очень важна и в дошкольном образовании, а тем более в школьном. Сегодня значимость профессии поднимается в разы. Актуальность деятельности логопеда возросла с реализацией ФГОС нового стандарта. Сегодня процент детей с общим недоразвитием речи (ОНР) высок. До 2019 года школа располагала 0,5 ставки учителя-логопеда. С сентября 2019 года появились целые первые классы с диагнозом ОНР разного уровня речевого развития, ЗПР. На сегодняшний день в моём образовательном учреждении 5 ставок учителя-логопеда и 2 ставки учителя-дефектолога. Динамика говорит сама за себя. Современный мир диктует нам новое качество образования по ФГОС, что является нагрузкой для плохо говорящих детей или страдающих дисграфией, или дислексией. Особенности детей с ОВЗ: o слабая мотивация к общению; o снижение потребности в речевом общении; o плохое восприятие речи окружающих; o речевой негативизм; o малый словарный запас; o множественные нарушения звукопроизношения, грамматического строя; o низкий уровень связной речи; Все эти признаки свидетельствуют, что ребёнок тяжелее других осваивает образовательную программу. Здесь необходима помощь и поддержка логопеда. Довольно частая процедура диагностического обследования ребёнка для ПМПК ложится на плечи логопедов, дефектологов, беседы на психологов школ и детских садов. В практике сама процедура несложная. Этапы: ü ориентировочный - опрос родителей, жалобы учителей, изучение документации; ü диагностический; ü аналитический. Довольно интересна методика обследования Лалаевой Р.И., которая выстраивается по критериям оценок, в том числе по балльной системе. Она легка в практическом применении. Зачастую детям нравится сам процесс, в который включены красочные иллюстрации, слайды. Форма речевой карты в каждом учреждении транслируется своя. У всех когда-то данное обследование было впервые. Мой страх был связан с высокой мерой ответственности за выставление логопедического диагноза и последующей подготовки родителей на ПМПК. Однако, все рассеивается и приходит в свой порядок во время диагностики. Совет один: не беспокоиться, так как всё выстраивается из теории в хорошую практику. Все знания активизируются и у молодых бойцов. Есть одно опасение: профессиональная переподготовка заочно или в дистанционной форме. Таким вновь прибывшим специалистам сложнее и уровень поддержки в их новой деятельности просто необходим. Однако, как показывает практика, времени на оказание им помощи почти нет. Вывод: 1.выбор этой специальности должен быть глубоко осознанным и верным, собственно, как и любой другой. Мы должны обладать фундаментом сами, чтобы создавать новый детям, которым прописана логопедическая или иная, в общем, помощь, а также профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС и устойчивое качество педагогических услуг.2. качества специалиста, которые неотъемлемо ведут к победе над речевыми дефектами обучающихся: самоконтроль, стрессоустойчивость, желание и умение помогать, ответственность к работе. Однако, концепция работы логопункта осложняется двумя аспектами: Ø детей, нуждающихся в логопедической помощи, неуклонно растёт, и работа строится с основным учебным расписанием, что приводит к поиску внеучебного времени для проведения занятий как индивидуальных, так и групповых. Ø при закрытии школы на карантин по вспышке гриппа и ОРВИ и в связи с пандемией коронавируса сейчас, отчётливо виден пробел в работе логопункта в такой период. Дистанционное образование посредством ведения урока невозможно. Здесь остаются рекомендательные варианты работы от логопеда, например, образовательные сайты с просмотром видеоурока или логопедические игры, естественно, с бесплатным предоставлением участия в них.