Конференции

ОТЛИЧИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ

Руденко Галина Анатольевна,
воспитатель,
 МБДОУ №28 станицы Воронежской
 Усть-Лабинского района Краснодарского края
1. Введение. Определение понятия «дистанционное обучение».
В настоящее время дистанционное обучение доказало свою значимость и актуальность. В образовательном сообществе признано благотворное влияние дистанционных форм на обучение в целом. Кроме того, у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: является ли дистанционное обучение формой обучения или это только технология? И так, давайте определимся, что же принято понимать под дистанционным обучением:
1. Это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между педагогом и ребенком, причём процесс обучения в этом случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
2. Это - форма обучения, при которой взаимодействие педагога и воспитанника между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие образовательно-воспитательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Или другими словами, это - технология обучения на расстоянии, при которой педагог и воспитанник находятся в различных местах.
Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения, а также это - обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (воспитанники, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удалённость, осуществляют общий образователь-воспитательный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования.
Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности дистанционного обучения. Однако в российских детских садах и школах в настоящее время оно представлено в виде технологий, что закреплено законодательной базой.
Основная часть
В ст. 32 Закона «Об образовании» говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Из этого следует что «образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием». Дистанционные формы применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных могут осуществляться через Интернет.
Сетевая технология — использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет-серверах детский садов и школ. Через Интернет можно связаться с педагогом, ознакомится с предложены материалом, поделиться своими успехами в его выполнении. Сетевое обучение может быть организовано как автономно, так и на основе развертывания информационно-образовательных сред.
Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только контакт педагогов и воспитанников осуществляется по спутниковым каналам связи.
Рассмотрим дистанционное обучение как форму образовательного процесса. Как новая форма обучения, ДО не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия педагога и воспитанника между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, её услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции). Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, изменение роли педагога (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), разделённость субъектов образовательно-воспитательного процесса расстоянием, виртуальная общность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны педагога, использование современных специализированных технологий и средств обучения и т. д.
К основным областям применения Дистанционного Обучения можно отнести:
• повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
• подготовка дошкольников к поступлению в учебные заведения;
• дополнительное образование по интересам;
• профессиональная переподготовка кадров;
• профессиональная подготовка.
Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники.
Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету в режиме online). А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:
• постоянный контакт с педагогом (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения материала. В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
• передача теоретических и практических материалов воспитанникам в виде печатных или электронных пособий.
Отличие дистанционной формы обучения состоит в том, что существенная часть материала усваивается не в групповых помещениях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в дистанционном обучении работа воспитанников является организованной и в основе своей самостоятельной. К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:
• обучение по месту жительства, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
• гибкий график образовательного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (on-line сеансам с педагогом), либо к групповым занятиям;
• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.
Кроме того, важно отметить, что дистанционное обучение принципиально отличается от традиционного обучения ещё и тем, что создаёт новую образовательную информационную среду, в которую приходит воспитанник, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи.
А среди отличий дистанционного обучения от традиционного можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать педагогу, а возможно и их родителям:
• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;
• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации образовательного процесса;
• актуализация и поддержание мотивации обучения;
• адекватность поведения самого педагога для осуществления дистанционного обучения.
Таким образом, дистанционное обучение является составляющей частью образовательного процесса, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.
2020-04-27 10:15 Апрель 2020