ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В РАМКАХ ИНИ-ЦИАТИВНОЙ ПЛОЩАДКИ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Суранова Александра Викторовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №29 присмотра и оздоровления», г. Мончегорск, Мурманская область Дорога… словно жизнь. Как в жизни, так и на дороге, никогда не знаешь, что может произойти и за каким поворотом поджидает опасность. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей. Анализ несчастных случаев с детьми показывает, что основными их причинами являются невнимательность и неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части Именно поэтому одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах должно происходить во взаимодействии с семьей. Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, улицах невозможно решить в рамках одного детского сада, поэтому необходимо обеспечить преемственность между ДОУ и семьей. Наше дошкольное образовательное учреждение осуществляет функцию по целенаправленному комплексному обучению и дошкольников, и их родителей основам безопасного поведения на улице и дороге. Цели: • Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию поведения в дорожно-транспортных ситуациях; • Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов. Задачи: • С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения; • Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения; • Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению; • Выработать систему воспитательно-образовательной работы. Для организации обучения правилам дорожного движения мы создали специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая представлена следующими компонентами: Ø Наглядные пособия; Ø Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов; Ø Дорожные знаки нагрудные и переносные; Ø Дидактические игры; Ø Настольные игры; Ø Подвижные игры; Ø Элементы индивидуализации; Ø Площадка для изучения ПДД «Островок дорожной азбуки» с нанесенными разметками, павильонами: «Станция техобслуживания» и «Пост ДПС» с выносными дорожными знаками, велосипедами, самокатами, электромобилями. Дети учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрестки, учатся как себя вести на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов. Для более эффективной работы осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями: мы делаемся их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. В работе с родителями мы используем: - Наглядно-информационные формы: q оформление буклетов; q выпуск газет; q фотовыставки; q демонстрация видео фрагментов организации занятий. - Информационно-просветительские формы: q информационные стенды; q папки-передвижки; q тематические выставки (фото, детские работы, литература); q педагогические ширмы; q доска объявлений; q сайты. - Информационно-ознакомительные формы: q Родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов. q Консультации, анкетирования, беседы, встречи с инспекторами ГИБДД. q Составление памяток и советов для родителей. q Разработка маршрутных листов «Дом - детский сад». q Обращение к опыту родителей. q Участие родителей в эстафетах, досугах, развлечениях, выставках и праздниках. Начиная со старшей группы, разрабатывается маршрут «Дом — детский сад» - со схемой и описанием рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывался с помощью родителей, для этого мы организуем консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, умеет его объяснить. Педагогами нашего детского сада в системе ведется работа по предупреждению аварийности на транспорте с участием родителей наших воспитанников. Профилактическая работа с родителями проходит через мероприятия: турниры, викторины, КВН, спортивные праздники, акции: «Внимание, дети!», «Мама за рулем», «Детское кресло», «Ребёнок – главный пассажир», квесты. Работа в данном направлении проводится не только в рамках нашего учреждения, но и на муниципальном уровне. Для поддержания у детей интереса к изучению ПДД, внедряются новые формы работы с детьми и родителями, используя средства информационных технологий. Ежегодно в ДОУ осуществляется систематический мониторинг успешности организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения. В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером. Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.