МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Гусева Ирина Николаевна, учитель географии и основ православной культуры МОУ «РПКГ», г. Саратов Современные подходы к развитию системы образования требуют комплексного подхода. Приоритетность деятельности направлена, в том числе, на развитие системы дополнительного образования. Ведь именно это направление зачастую позволяет ребѐнку раскрыть и реализовать свои творческие способности, оказаться в ситуации успеха. В качестве одного из видов деятельности, способствующей развитию творческих начал обучающегося, можно рассмотреть музейную педагогику в рамках реализации патриотического направления работы во внеурочное время (Приложение 1). Успешность введения краеведения в образовательный процесс, достижение воспитательных и образовательных целей обучения во многом зависит от профессионально-личностных качеств деятельности педагогов. Российская школа призвана воспитывать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся. Такая личность делает возможным социальный, научный и экономический прогресс общества. Особое место в учебном процессе школы, принадлежит созданию во многих кабинетах оформленных учителем совместно с обучающимися краеведческих уголков, а в ряде школ – краеведческих музеев. Все музейные предметы являются источником для извлечения исторической информации, на основе которой реконструируется прошлое, что является информационной базой не только уроков, но и различных мероприятий как внутришкольных, так и с привлечением социума. В них помещен материал, собранный в течение ряда лет во время экскурсий, походов, наблюдений, экспедиций, а также работы с архивными материалами, всё это формирует патриотические чувства учащихся и уважение к культуре, истории своего края и народа, живущего рядом. На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г. Саратова функционирует музей «Русская старина» и открытое школьное объединение «Экскурсионное бюро». В процессе реализации темы инновационного педагогического опыта «Музейная педагогика как форма развития творческого потенциала учащихся в современных условиях образования» использую следующие технологии. Метод проекта Ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания. Образовательные проекты социально – гражданских инициатив Данный вид условно называют проектами, ибо никаких документов, в которых бы подробно проектировалась на бумаге будущая деятельность, как правило, не составляется. Данный тип проекта имеет большую практическую направленность. Кейс-метод («метод конкретных ситуаций» – МКС) Обучающая технология, обеспечивающая максимальную мыслительную активность. Сущность и отличие кейс-метода от других способов активного обучения определяются следующими характерными признаками. Технология исследовательской направленности Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем (М.В. Кларин). Технология развития критического мышления Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т.д.). Игровая технология Целью игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов. Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой работе. Метод конкретных исследований Это стратегия интерактивного, аналитического обучения и обучения, нацеленного на принятие решений. Она основана на самостоятельном обучении, которое способствует возникновению новых вопросов и созданию целостного и многостороннего видения изучаемой темы. Этот метод делает акцент на критическом мышлении и раскрывает перед учащимися относительность знаний, показывая, что может быть несколько правильных ответов. Учащиеся, занимающиеся конкретными исследованиями, тем самым развивают у себя деловые качества и навыки самостоятельной работы. При использовании этого метода на выполнения заданий затрачивается очень много времени. Интерактивные методы обучения Предполагают такое взаимодействие учителя и учащихся, которое ориентирует личность на развитие ее творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство». Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные. Индивидуальные методы обучения – являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме (использование компьютера). Групповые методы обучения – работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Фронтальные активные методы обучения – направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели. Вполне естественно, что могут определѐнные затруднения в реализации обозначенной деятельности: для учителя: изменение к содержанию преподавания предмета; для учащихся: умения теоретические знания применять на практике; действовать в нестандартных ситуациях. Тем не менее, системная работа позволяет построить деятельность таким образом, чтобы она была эффективна. Следует отметить, что за период функционирования музея «Русская старина» и открытого школьного объединения «Экскурсионное бюро» была проделана огромная результативная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и развитию творческих способностей учащихся. Результаты деятельности неоднократно были представлены на различном уровне. Таким образом, сотворчество учителя и ученика в реализации музейной педагогики является действенным инструментом по формированию личности каждого субъекта деятельности. Приложение 1 Музейная педагогика: теоретическая сторона вопроса Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики: - воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; - воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; - формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; - развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; - формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; - освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; - формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Направления деятельности школьного музея: Поисково-собирательское Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.). Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Экспозиционное (оформительское) Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач еѐ создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции; Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатывается эскиз и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечѐтся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках географии можно разрабатывать научно-географические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках географии используются макеты, полезные ископаемые, пособия и другой экспозиционный материал. Экскурсионное Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определѐнных экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение. Культурно-массовые мероприятия, дела Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.