ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Ляшенко Елена Викторовна, учитель-логопед, ГБОУ лицей с.Хрящёвка СПДС «Золотой колосок», с.Хрящёвка, Ставропольский р-он, Самарская область Проблема формирования связной речи одна из ключевых в коррекционно-логопедической работе с детьми-логопатами. Это связано с социальной значимостью и важной ролью связной речи в формировании личности. Именно в связном высказывании реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Даже при IV, самом благополучном уровне ОНР, у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания, что выражается в следующем: · связные высказывания неполные; имеются сокращения, искажения смысла или включение посторенней информации; · рассказы отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста; · рассказы состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; · уровень информативности высказывания очень низкий; · отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов, что свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения ею необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Поскольку у детей с ОНР речевое развитие значительно отстаёт от средневозрастных показателей, а также часто оказываются вторично нарушенными психические процессы, в работе с ними необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В современных компьютерных обучающих программах достаточно эффективно реализован хорошо известный дидактический принцип наглядности. Этот же принцип взят нами за основу при создании мультимедийных презентаций для коррекции нарушений связной речи у детей с ОНР. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Внедрение новых ИКТ-средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая основа для обобщающее-аналитической деятельности детей. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе в ОУ – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Одним из средств коррекции речи являются мультимедийные презентации, которые дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Мультимедийные технологии объединяют в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), что позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения. Презентацию можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Internet. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Мультимедийная презентация даёт возможность и увидеть, и услышать. В презентации нет навязанного темпа действия, она позволяет поддерживать тот темп, который доступен ребёнку. Компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ( вставить учёных в области общей и специальной психологии и педагогики показано, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ОНР будет способствовать его совершенствованию. Занятия с применением мультимедийных технологий проводятся с помощью ПК, проектора и экрана в кабинете логопеда, групповой комнате или музыкальном зале с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил. Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие известные логопеды: Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и многие другие. При всей уникальности и научной ценности каждого из предложенных ими подходов, названные выше авторы в целом предлагают строить работу по данному направлению в следующей последовательности: · рассказывание по наглядной опоре (наглядному действию, наглядному восприятию); · подробный пересказ (воспроизведение прослушанного текста с опорой на серию картин, схемы, сюжетную картину); · рассказывание с элементами творчества (составление рассказов по серии картин, по сюжетной картине, выборочный пересказ, творческий пересказ). Таким образом, дети овладевают теми видами монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе. В процессе работы по развитию связной речи детей с помощью мультимедийных презентаций нами решались следующие задачи: 1. Учить видеть и называть различные объекты, их характерные признаки, качества и действия, описывать каждый объект в определенной последовательности. 2. Дать детям представления о последовательности действий персонажей, изображенных на экране; учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий. 3. Формировать умение не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. При решении первой задачи нами использовались следующие виды заданий и дидактических игр: · Назвать все изображённые на слайде объекты («Бинокль», «Подзорная труба», «Аукцион», «Кто больше назовёт» и т. д.) Смысл этих заданий – добиться полноты восприятия картины на слайде. Обращаем внимание детей на все, даже мелкие детали, выделяя их анимационным эффектом. Учим не бояться называть не только главные, но и незаметные на первый взгляд объекты, подготавливая, таким образом, детей к наиболее полному описанию картины. · Назвать признаки объектов с опорой на появляющиеся схемы («Ромашка», «Морфологическая таблица», «Волшебник цвета», «Волшебник формы», «Волшебник размера», «Войди в картинку» и т.д.) Во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки – схемы в нужной последовательности. На продвинутых этапах работы эту последовательность дети выбирают самостоятельно из всех предложенных схем, таким образом, учатся выделять важные для каждого ребёнка признаки объектов, преодолевать стереотипность мышления. · Назвать действия объектов («Кто что делает?», «Верёвочка», «Оживлялки», «Копилка действий» и т.д.) Эта задача уже нацелена на формирование связности речи. Называя действия одного предмета, а также соединяя два предмета действием, дети составляют полные предложения. · Описать каждый объект, опираясь на найденные ранее признаки и действия с опорой на схемы и анимационные эффекты. Фактически у детей получается целостный рассказ – описание одного предмета. Для решения второй задачи рекомендуются следующие традиционные виды заданий, включённые в мультимедийную презентацию со всеми её возможностями: · восстановить последовательность картинок. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которые затем появляются на одном слайде одновременно и с помощью анимационных эффектов восстанавливается их последовательность; · отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к данному рассказу; · найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; · определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом; · «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий. Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам. Последним видом работы над связной речью является обучение рассказыванию с элементами творчества. Мы использовали следующие приёмы: · придумывание рассказа по аналогии; · придумывание продолжения к рассказу; · составление собственных рассказов по нескольким картинам (слайдам); · составление творческих рассказов на заданную тему; · добавление в рассказ предшествующих или последующих событий; · составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия; · составление рассказа с включением (исключением) объектов. Практика доказала целесообразность использования мультимедийных презентаций наряду с традиционными методами обучения. Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, повысить интерес детей к занятиям с логопедом, способствует их положительному эмоциональному состоянию в процессе занятий, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда. В заключении хочется отметить, что использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Список литературы 1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. – 1994. – №2. 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004. 3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998. 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 5. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Полат Е.С., М.: Академия, 1999. 7. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. – Обнинск ООО «Росток», 1998. 8. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.