СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Сахарова Кристина Анатольевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 1, г. Санкт-Петербург Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТСЖ. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми. В ДОУ социально-психологическое и педагогическое сопровождение осуществляется специалистами - социальным педагогом, педагогом-психологом, логопедом и воспитателями. Оно направлено на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей. Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска. Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции социального педагога и педагога-психолога, но первым звеном в этой цепочке является непосредственно работа воспитателей, которые большую часть времени проводят с детьми, которые каждый день встречаются с родителями. Чтобы понимать с какими детьми мы проводим данную работу, необходимо уточнить, кто такие дети, находящиеся в ТЖС и семьи, находящиеся в СОП. Можно придерживаться следующего определения: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды; - дети с ограниченными возможностями здоровья; - дети - жертвы насилия; - дети, проживающие в малоимущих семьях; - дети с отклонениями в поведении; - но нас прежде всего интересуют, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; семья группы риска и социально- опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего. В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ. Но как же определить данные семьи? В начале учебного года рекомендуется провести мониторинг социального статуса семей. Воспитатели предоставляют социальному педагогу и педагогу-психологу сведения о семьях. Именно из личной беседы воспитателя и специалистов можно выявить семьи различных категорий: такие как мониторинг социального статуса семей: v - семьи с нарушением внутрисемейных отношений; v - семьи с низким материальным уровнем дохода (без официального статуса малоимущей семьи); v - семьи, где ненадлежащее исполнение родительских обязанностей; v - семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); v - семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; v - семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты. Все эти факторы снижают воспитательный потенциал семьи, то есть её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. И именно эти семьи в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных социальных факторов. После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом и педагогическом сопровождении. В состав ПМП (к) входят заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, социальный педагог, и конечно же воспитатели. Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению. На консилиуме обсуждаются причины возникновения осложнений у ребёнка, составляются и утверждаются индивидуальные планы сопровождения семей. В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как: - диагностика психического развития ребёнка; - организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.); - диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом; - оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений. Работа в учреждении с семьями проводится в несколько этапов. Этапы работы: v Первый этап - сбор информации о ребенке (изучение мониторинга, информации от воспитателя и отделов соцучреждений); v Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендацийдляпедагогов и родителей; v Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения; v Четвертый этап - рефлексивный. Индивидуальная работа с семьей включает в себя: 1. Установление контакта с членами семьи. 2. Выявление существующих проблем и причин их возникновения. 3. Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, содержания необходимой помощи поддержки детского сада и других социальных служб. 4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которых семья не может решить самостоятельно. 5. Патронаж семьи. Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них. Родители приглашаются на консультацию, где социальный педагог и педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй. Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов. Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С Можно сказать, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом. В ДОУ должна быть выстроена некая система кураторства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Работа ведётся ежедневно. Главным участником этого кураторства выступает воспитатель, который v отслеживание посещаемости детей; при отсутствия ребенка в дошкольном учреждении выясняет причины данного отсутствия сотрудничая с родителями, v ежедневно родители или законные представители при передаче ребёнка воспитателю осматриваются и опрашиваются на предмет внешнего вида и состояния ребёнка; v ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей (шлепки, подзатыльники, крик, оскорбления, запугивание и т.д.). При обнаружении негативных моментов информация доводится до сведения социального педагога, психолога, мед работника. Также ставят в известность руководителя учреждения. Воспитатели должны уделяет особое внимание таким детям, именно воспитатель привлекает их семьи к организации жизнедеятельности группы (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия. Но как же понять, что, работая с такими детьми мы идем в нужном направлении. Существует несколько критериев, по которым можно отследить эффективности работы: · сформированность положительного отношения к дошкольному учреждению ребенка и родителей; · доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний); · участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях; · понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка; · выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения); · отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение). В конце учебного года в дошкольном учреждении проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического и педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году, а также принимается решение о выведении детей с внутреннего учета. Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку, социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.