ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И (ИЛИ) ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Евдокименко Нина Александровна, начальник отдела, Еременко Татьяна Владимировна, методист, КУ ОО «Центр ПМСС», г. Омск Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению количества лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. По данным единой базы учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Омской области и федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» в Омской области 13869 детей имеет статус ОВЗ, инвалидность присвоена 8763 детям. Имеющиеся ограничения жизнедеятельности могут вызывать трудности при выборе будущей профессии и дальнейшем трудоустройстве. В связи с этим, особую значимость приобретает комплексная профессиональная ориентация данной категории людей. Таким образом, профессиональная ориентация выступает как комплекс специальных мероприятий, направленных на помощь в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида профессиональной деятельности, с учетом потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей человека, а также востребованностью профессии на современном рынке труда [2]. Профессиональная ориентация представляет собой сложный и долгий процесс, который направлен на мотивацию к трудовой деятельности, поиску своего места в профессиональном мире, самореализацию, формирование навыков планирования своего жизненного и профессионального пути с учетом интересов, возможностей и потребностей. Профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью имеет свои особенности, так как обусловлена многими обстоятельствами, которые необходимо учитывать при проведении организации работы: - ограниченность выбора профессий и места работы, обусловленная медицинскими противопоказаниями; - недостаточная информированность о существующих профессиях и профподготовке, о состоянии рынка труда и требованиях работодателей; - недостаточный уровень адаптации к социальной среде, достаточно ограниченная область социальных контактов, неверные представления о своих профессиональных качествах и физических возможностях; - для трудовой деятельности данной категории нередко требуются особые приспособления и специально оборудованные рабочие места; - для большей части инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья переквалификация или получение второго образования труднодоступно [3]. В связи с этим, целью дальнейшей работы по данному направлению является разработка программы профессиональной ориентации для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Мнение, что профессиональная ориентация начинается в старших классах школы не является верным, профессиональная ориентация начинается еще в дошкольном возрасте. Знакомство с миром профессий для детей дошкольного возраста происходит в форме игровой деятельности, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения. На этапе ранней профориентации у ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, важным условием является предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Основу ранней профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью составляет построение индивидуального образовательного маршрута. Для этого необходимо своевременно проходить и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). ПМПК выдает заключение с рекомендациями по построению образовательного маршрута ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Заключение комиссии носит рекомендательный характер, поэтому родители часто не выполняют данные рекомендации, в результате чего у ребенка не происходит своевременного формирования необходимых социально-бытовых и учебных навыков, формируется неадекватная оценка себя и собственных возможностей [1,4]. Ребенку с ОВЗ и (или) инвалидностью уже с раннего возраста необходимо принятие и индивидуальная поддержка со стороны семьи, которая заключается в следующем: - понимание сути проблемы, принятие индивидуальных особенностей своего ребенка, помощь в освоении социокультурных норм, традиций семьи, общества и государства; - упор на развитие социально-бытовых навыков, способности к самообслуживанию, создание ситуации успеха, поддержка положительного опыта участия ребенка в трудовой деятельности; - исполнение рекомендаций ПМПК с целью своевременного и поэтапного развития тех качеств личности и навыков деятельности, которые пригодятся ребенку в самостоятельной и профессиональной деятельности [4]. Основой эффективной социализации и самореализации лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью является получение общего и профессионального образования, которое является важным условием формирования не просто полноценного участника жизни современного общества, но и успешной личности. Одним из направлений работы является подготовка к сознательному выбору профессии, которая определяется информированностью о наиболее распространенных профессиях, требованиях, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, конечно же умением правильно оценить свои данные для овладения той или иной профессией. Кроме того, профессиональная ориентация должна проводиться с детьми в соответствии со спецификой их заболевания и включать в себя согласованную работу многих социальных институтов, таких как: семья, школа, различные психологические центры, центры занятости, организации дополнительного образования, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации и т.д. [1,4]. При выборе будущей профессии ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью необходимо учитывать: - наличие медицинских противопоказаний; - влияние профессиональных факторов на здоровье, возможность дальнейшего ухудшения состояния здоровья; - предыдущий образовательный маршрут ребенка; - уровень развития речи и коммуникативных навыков, значимых в профессиональной деятельности; - состояние эмоционально-волевой, сенсорно-моторной и интеллектуальной сферы; - склонности, способности и интересы ребенка; - перспективы развития в будущей профессиональной деятельности. Важно помнить, что на протяжении всего периода профессиональной ориентации необходимо корректировать профессиональные планы детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их возможностями. В рамках данной корректировки целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Итогом успешно проведенной профориентационной работы является трудоустройство и успешная адаптация на рабочем месте. Все мероприятия, обеспечивающие трудовую занятость лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью должны представлять собой непрерывный цикл. Под профессиональной информацией понимаем ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональная консультация представляет собой оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Рисунок 1. Мероприятия, обеспечивающие содействие трудовой занятости лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью
Профессиональный подбор – это предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Профессиональный отбор – это уже определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. Адаптация на рабочем месте включает в себя меры, способствующие профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [3]. Под содействием трудовой занятости лиц в ОВЗ и (или) инвалидностью понимается оказание индивидуальной помощи при трудоустройстве, помощь в создании условий для осуществления им трудовой деятельности и сопровождение его профессиональной адаптации на рабочем месте. Трудоустройство лиц данной категории может быть осуществлено и в несколько этапов. Трудовая проба осуществляется в том случае, если лица данной категории не имеют представления о работе, а работодатель не вполне уверен, что претендент с ней справится. Она необходима для того, чтобы понять не возникнет ли трудностей во время выполнения трудовых обязанностей из-за особенностей состояния здоровья, например - соблюдение трудового режима или монотонный характер работы [3,5].
Рисунок 2. Этапы трудоустройства лиц с ОВЗ
и (или) инвалидностью
С целью проведения эффективной профессиональной ориентации и реализации комплекса мер по содействию трудоустройству с данной категорией обучающихся в 2020 году КУ ОО «Центр ПМСС» организована работа над проектом «Программа профориентации, содействия трудоустройству и сопровождения на рабочем месте лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью». В соответствии с проведенным анализом, основными задачами, которые поставлены перед специалистами, работающими над проектом, являются: - подбор диагностических методик профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью; - контроль создания специальных условий в образовательном процессе для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью средствами единой базы учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Омской области; - организация консультаций для родителей (законных представителей) и обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью по адаптации, социализации и профориентации; - содействие трудоустройству лиц с ОВЗ и и/или инвалидностью в виде консультативной помощи по подбору вакансий, написании резюме и прохождении собеседования; - проведение анализа возможности получения профессионального образования лицами с ОВЗ и/или инвалидностью; - мониторинг образовательного маршрута и трудоустройства лиц с ОВЗ и/или инвалидностью средствами единой базы учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Омской области; - проведение аналитики сегментов рынка труда для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью; - организация первичного сопровождения на рабочем месте. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью один из важнейших инструментов для успешного трудоустройства, адаптации и интеграции данной категории людей в общество. Список литературы 1. Коробейников, И.А. / Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития / И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах института коррекционной педагогики. [Электронный ресурс] – 2019. - № 36. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional- edu-cation-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (дата обращения 10.03.2020). 2. Панкова С.Ю. / Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Сахалинской области: методические рекомендации // С.Ю. Панкова, Р.Н. Иринархова [Текст] – Южно-Сахалинск: Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, 2018. - 54 с. 3. Петрова, Е.А., Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ / Е.А. Петрова, В.В. Пчелинова, Д.А. Джафар-заде, А.В. Карплюк. [Текст] – М.: Изд. Российского государственного социального университета, 2016. – 308 с. 4. Резапкина, Г.В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ / сост. Г.В. Резапкина. [Текст] – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с. 5. Семикова Н.В. / Проблема трудоустройства инвалидов / Н.В. Семикова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 1 [Электронный ресурс] – 2012. - №1. - URL: http://ekonomika. snauka.ru/2012/01/326 (дата обращения 24.05.2020).