ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Капитонова Ольга Анатольевна, воспитатель, «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1», г. Цивильск Творчество – это отличный способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи. В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. На проблемы развития творчества направлено внимание психологов, педагогов и других специалистов. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Мы ставим перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В раннем детстве надо вовлекать ребенка в рисование, знакомить с музыкой, лепкой с помощью игры и поощрения. Что делать, когда ребенок подрастет? Создавать условия для проявления таланта и творческих навыков. Одобрять любые творческие порывы ребенка, создавать доброжелательную атмосферу в школе для созидания. Дарить ребенку новые впечатления и обогащать его мир предметами, способствующими развитию пытливости. Среди большинства людей далеких от коррекционной педагогики, распространено мнение, что творчество и фантазия у детей с ОВЗ отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса – это и есть, по нашему мнению, зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. Во время работы с детьми, мы стремимся научить их сделать что-то самостоятельно, своими руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей социальной адаптации. В большинстве случаев, помимо недостатков физического развития, у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств. При составлении программ кружковой деятельности мы полагаемся на следующие принципы: · принцип коррекции; · принцип событийности; · принцип развития творческих способностей. Ставим перед собой следующие цели: · воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе); · уважение к людям труда; · сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности; · формирование организационных умений в труде. Наряду с этими общими задачами решаются задачи, направленные на коррекцию недостатков слуха. Мы стремимся научить детей: · ориентироваться в задании; · планировать ход работы; · контролировать свою работу. В нашей школе воспитатели ведут блок занятий по декоративно-прикладному творчеству и рукоделию. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся получают специальные знания, у них расширяется круг представлений о мире. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Мы считаем, что каждой поделке необходимо придать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, либо выставочным экспонатом, либо подарком к празднику, либо любимой игрушкой. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. В процессе работы осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности у учащихся, их наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации и недостатков развития мелкой моторики рук. Занятия помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка. Мы считаем, что главное в работе с детьми – создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность. Для учащихся с ОВЗ характерна слабо развитая моторика рук. Поэтому одно их важных направлений работы – развитие мелкой моторики, что совершенствует речевой аппарат, устную и письменную речь, координацию движений и формирует знания и навыки, развитие мышления, что позволяет корректировать познавательные процессы и развивать творческий потенциал учащихся. Логическое мышление способствует усвоению морально-этических норм. Сознательная дисциплина, адекватное поведение, соблюдение принятых в обществе правил ведет к тому, что у учеников вырабатывается нужный стереотип поведения, что ведет к снижению уровня правонарушений. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание творческой личности, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И мы в этом стараемся им помочь. В большей степени к творческой деятельности приобщаются воспитанники младших классов. Но дополнительное образование необходимо и в старших, и в средних классах, так как в этом возрасте активно формируются вкусы, эстетические идеалы. С детьми старших классов немного сложнее вести такие занятия, так как круг интересов детей становится разнообразным, кому-то нравится футбол, кому-то вышивка. Хотелось бы, чтобы в школе были кружки, которые ведут именно педагоги дополнительного образования, специалисты в своем деле, а дети имели бы право выбора деятельности. Занятия в кружках помогают детям с нарушением слуха развивать познавательные процессы, обогащать словарный запас, выражать эмоции, развивать зрительно-слуховое восприятие слов. Дети становятся раскрепощенными, исчезает комплекс неполноценности, расширяется кругозор. С каждой победой или успехом нашим детям хочется сделать еще больше, так как обогащается их внутренний мир, развивается чувство сопереживания, дети становятся добрее. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств. Это помогает им при социальной адаптации в обществе.