ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Козачкова Анна Леонидовна, учитель-логопед, МБДОУ «ДС №32 «Снегирёк», г. Норильск, Красноярский край Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Благодаря речи, происходит становление первоначальных коммуникативных умений ребенка. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение языком – жизненная потребность. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Попытка организации коррекционно-речевой работы с детьми при участии учителя-логопеда в рамках дошкольного логопедического пункта была предпринята в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века (Л.С. Волкова, О.А. Степанова и др.). Данная форма организации коррекционно–речевой помощи детям зарекомендовала себя как действенная модель работы с дошкольниками. На логопедический пункт зачисляются дошкольники, имеющие фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Следует отметить, что наряду с нарушенным звукопроизношением у детей нередко наблюдается недостаточная сформированность лексико-грамматиче-ских категорий языка, бедность словарного запаса, сложности в овладении связной речью, ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Система обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одним из требований ФГОС является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий, которые помогают наиболее эффективно реализовывать принцип интеграции образовательных областей как обязательное условие выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для преодоления нарушения речи детей необходима максимальная концентрация всех образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе коррекционной работы, является, безусловно, «Речевое развитие», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна, используются возможности всех образовательных областей. Работа по коррекции и развитию речи на логопедическом пункте строится по следующим основным направлениям: - развитие артикуляционного и голосового аппарата; - развитие просодической стороны речи; - формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; - уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; - формирование грамматической и синтаксической стороны речи; строя речи. - развитие диалогической и монологической речи. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушение речи, но и такие задачи, как: - развитие мотивации к обучению; - профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; - развитее самоконтроля за своей речью; - развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсорномоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления. Таким образом создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения. ФГОС ДО ориентирует участников воспитательно-образовательной деятельности на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательно-образовательной деятельности. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. В силу объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения возможно, если, наряду с традиционными методами обучения, интенсивно применять эффективные образовательные практики. В связи с этим нами были разработаны и внедрены авторские игровые пособия: «Умелые ручки», «Сосчитай-ка», «Развивай-ка», «Солнцеград», которые позволяют обеспечить интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Физическое развитие». Пособие выполнены в виде панно из ткани, с помощью липучек прикрепляется к ширме, изготовленной из пластиковых труб, или трансформируется на цилиндр. К панно пришиваются пуговицы, цветы из ткани, шнурки, тесьма, молнии и т.д. Все это можно пересчитывать, застегивать, расстегивать, завязывать.
Игровые пособия формируют любознательность, инициативность, самостоятельность, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию. Используя авторские игровые пособия в своей работе решаю самые различные задачи от коррекционных до психологических и познавательных. Панно легко трансформируются, что обеспечивают возможность изменения развивающей пространственной среды для свободной игры. Ширмы используются для разграничения пространства, как театральные декорации, лабиринты, домики и могут быть перемещены в любой центр детской активности. Пособие «Умелые ручки» способствует решению задач образовательной области «Физическое развитие», таких как развитие мелкой моторики, улучшению координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости и терпению. Так же интегрировано решаются задачи по ОО «Познавательному развитию»: развитие пространственной ориентировки, сенсорики. Развивая мелкую моторику у ребенка, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Используя данное пособие в коррекционной работе, мною были разработаны игровые упражнения: «Собери цветок», «Зашнуруй ботинок для бабочки», «Собери лепестки по цветам», «Кто быстрее?», «Зашнуруй ботинок под сиреневым лепестком», «Застегни лепесток над зеленым ботинком» и т.д. Пособие «Сосчитай-ка» способствует решению таких задач как: - автоматизация звуков в слове, словосочетании;
- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; ОО «Речевое развитие»; - обучение счету в пределах 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 10 (включительно), упражнять в ориентировки в пространстве; ОО «Познавательное развитие»; - развитие мелкой моторики и координации движений; ОО «Физическое развитие». Мною была составлена картотека игровых упражнений для воспитателей старших и подготовительных групп, чьи дети посещают логопедический пункт. Игровые упражнения: «Покажи где…», «Сколько лодок, яблок… сосчитай», «Какой по счету…», «Что лишнее», «Повесь пчелу над цифрой восемь…», «Что находится слева от цифры два?», «Сосчитай красные яблоки, оранжевые тыквы и т.д.» Пособие «Развивай – ка» решает большой спектр коррекционных и образовательных задач и позволяет обеспечить интеграцию образовательных областей. Авторское пособия «Развивай - ка» решает такие коррекционные–речевые задачи: - закрепление навыков автоматизации изученных звуков; - отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;
- развитие фонематического слуха; - воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов; - расширение лексического запаса; - закрепление доступных возрасту грамматических категорий. Яркое наглядное пособие, привлекает внимание детей: способствует распознаванию гласных и согласных звуков, знакомит с понятиями «звонкий» и «глухой», «твердый» и «мягкий» согласный звук. Так же решает задачи образовательных областей «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики, улучшению координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости). Данное пособие помогает решить ряд познавательных задач: обогатить представления детей об объектах окружающего мира, совершенствовать умения детей систематизировать (группировать) предметы по определенным признакам. В процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов, а также развиваются психические и познавательные процессы: памяти, внимания, мышления. Пособие «Солнцеград» создано для знакомства со звуками и буквами, для обучения слоговому чтению, развития у дошкольников пространственных отношений (вверху, внизу, влево, вправо и т.д.), помогает развивать сенсорику и мелкую моторику. «Солнцеград» способствует восприятию графического изображения буквы. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.
Ценность пособия заключается в том, что оно может использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, пособие сделает содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Яркие цветные картинки, правила, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать выбор решения, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильным, моменты соревнований в некоторых играх придают пособию особую занимательность. Применение эффективных образовательных практик в виде авторских пособий «Умелые ручки», «Разивай-ка». «Сосчитай-ка», «Солнцеград» дало положительную динамику роста развития воспитанников посещающих логопедический пункт, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга. Благодаря использованию игровых технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться целесообразным, результативным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным. Логопедические игры с использованием авторских пособий стали более интересны, эмоционально - окрашены и познавательны. Опыт применения авторских пособий был представлен на городском методическом объединении для учителе-логопедов города. Список литературы 1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.-144 с.- (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь») 2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение,1990. – 239 с. 3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005. 4. Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС: 2006.- 192 с. 5. Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие /Под ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 176 с. 6. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования - №-е изд. Испр. И доп. – М.: Мозаика – синтез, 2014 – 368 с. 7. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ / авт.-сост. Ю,А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. -75 с. 8. Федорова Л.И. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно- развивающей работы».- учебно-методическое пособие: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-68 с.