ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ М. МОНТЕССОРИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
Каракчиева Татьяна Владимировна, воспитатель, монтессори-педагог, ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», г. Сыктывкар, Республика Коми Возраст ребенка от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении его личности. Ранний возраст характеризуется пластичностью и значительными компенсаторными возможностями. Основная цель в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, способствование оптимальному развитию детей, их социальному включению и адаптации в общество. Для этого используются классические методики, современные технические средства, инновационные технологии реабилитации и абилитации, одной из которых является методика М. Монтессори. Исследования последних лет показали, что раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Наука доказала необходимость целенаправленного педагогического руководства воспитанием и развитием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития. Первые три года жизни очень важны для последующего развития ребенка. Если к трем годам он не овладеет основными навыками и умениями, то в дальнейшем ему трудно будет наверстать упущенное и отставание увеличится. «Не запустить отставание с первых месяцев жизни» - писал Н.М. Щелованов. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, отличаются определенной спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность, различные поражения ЦНС. В доме ребенка круг получаемых впечатлений ограничен, пребывание в четырех стенах, в одном коллективе, недостаточное общение со взрослыми – все это отражается на задержке полноценного развития. Дети быстро устают и возбуждаются, трудно привыкают к новым людям. Для детей с особыми возможностями здоровья характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии мелкой моторики, впечатлительность, обидчивость, утомляемость... Для того чтобы обеспечить успешную социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями в общество, на наш взгляд целесообразно обратиться к технологии Марии Монтессори. М. Монтессори - итальянский врач, педагог, философ. Разработала собственную всемирно известную педагогическую систему. Монтессори имела собственный оригинальный взгляд на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «Космического плана» развития вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию [3;2]. Отправным пунктом ее педагогической системы для больных и для здоровых детей - стала специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Более ста лет система Монтессори широко применяется во многих странах мира. Обращение к педагогической системе Монтессори неслучайно. Она направлена на общую социализацию, подготовку ребенка к самостоятельной жизни в будущем. Суть технологии Монтессори – это умение проявить себя как личность свободно действуя в подготовленной среде. «Подготовленная» среда предполагает наличие определенного материала, который как бы направляет деятельность ребенка. Главным результатом является «нормализация», т. е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. «Нормализованный ребенок» развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, уравновешен, способен длительное время сосредоточенно работать, любознателен и социален. [24;1] Для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка, была создана комната с Монтессори материалами для детей раннего возраста. Приобретены пособия, подобрана мебель по росту детей, низенькие открытые шкафчики. Организованы зоны для игр с водой и с сыпучими материалами, зона развития мелкой моторики и сенсорного развития, зона развития речи и зона для упражнений в практической жизни. Для организации среды соблюдены следующие требования к материалам: доступность, эстетичность, экологичность, возможность самоконтроля, автодидактичность, соответствие возрастным потребностям ребенка. Вся работа строится на основных положениях системы работы М. Монтессори: · Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя: помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных традиций, эстетических требований; Монтессори материал для детей от 0 до 3 лет, каждый материал в единственном экземпляре, на постоянном месте; разновозрастных детей; подготовленного педагога. · Организацию свободной работы, обеспечивающей для ребенка: свободу выбора материала; свободу выбора времени и продолжительности с работы материалом; свободу выбора места для работы с переносным материалом; свободу выбора партнера; свободу общения с педагогом. · Соблюдение правила «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим» · Поддержание порядка в среде · Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка. Опыт показывает, что дети с ОВЗ выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя испытывают к ним интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребенку в овладении упражнением. А достижение успеха приводит ребенка к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Методика Монтессори уникальна. Четкий алгоритм выполнения упражнения позволяет автоматизировать приобретаемые навыки. Все этапы выполнения упражнения предварительно демонстрируются на презентации. Монтессори – материалы предоставляют ребенку возможность контроля над ошибками и умение исправлять их. Это стимулирует формирование независимости и уважения к себе. Упражнения в системе М. Монтессори доступны детям с ОВЗ, они способствуют пробуждению интереса у детей, которые не могут в достаточной степени концентрировать внимание на других заданиях; расширяют круг формируемых навыков и возможность использовать эти навыки в быту; предоставляют возможность познания мира через новые сенсорные ощущения; позволяют активизировать психические процессы (концентрацию внимания, его переключаемость), развивают память, мышление, речь, развивают моторную координацию. Благодаря использованию технологии Монтессори реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку, более быстрыми темпами происходит развитие тонкой моторики, развитие речи. Монтессори-педагогика дает возможность ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию сформировать уверенность в том, что его принимают таким, какой он есть, делать выбор, ориентироваться на свои собственные желания и возможности. Дети становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными, что просто жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, у них повышается мотивация к обучению, улучшается и нормализуется психоэмоциональное состояние. Литература: 1. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка.: пер. со 2-го итал., испр. И доп. изд. – М., 1993. – 168 с. 2. Сорокова, М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Сорокова. – М.,1998. – 316 с. 3. Худенко, Е.Д., Приходько О.Г., и др. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник №1/2008.,175 с. 4. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72 с. 5. Хилтунен, Е. Практическая Монтессори - педагогика. Книга для педагогов и родителей. - М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА_ПРИНТ, 2005.-336 с.