ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Полякова Татьяна Евгеньевна, воспитатель, ГБОУ ООШ №11 СП «Детский сад «Лужайка», г. Новокуйбышевск Считаю данную тему актуальной, так как через речевую игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них, развить индивидуальность каждого ребенка. Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Цель: Формирование качеств личности ребенка через речевые игры, способствующие успешной индивидуализации. Для реализации цели поставила перед собой следующие задачи: 1. Обогащать словарь ребенка. 2. Сформировать у детей желание общаться друг с другом. 3. Развивать речевое дыхание у детей. 4. Обеспечивать эмоциональное благополучие младших дошкольников путем взаимодействия с родителями. 5. Повышать свой профессиональный уровень. Всем известно, что ФГОС ДО, является поддержкой индивидуальности и инициативы детей. Индивидуализация получается за счет учета личного опыта развития ребенка и участия в разных видах деятельности, которые помогали бы каждому ребенку стать лучше во всем. Задача педагога, принять решение и определить на какой ступени развития находится ребенок, и предпринять соответствующие действия. Индивидуализация – главная цель, потому что, индивидуальный подход, помогает наиболее лучше реализовать программу обучения. Индивидуализация учитывает возраст, способности, предпочтения ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом ребенок ощущает свою значимость и приобретает уверенность в своих силах. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4.- раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования: - образовательная деятельность строится на личности каждого ребенка, который сам является главным в выборе своего пути (далее – индивидуализация дошкольного образования) - оказание помощи в развитии инициативы ребенка в различных видах деятельности - дошкольное образование соответствует возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Для развития качеств личности в центр ставлю самого ребенка, принимая на себя роль партнера и помощника. Применяю в практике своей работы технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. Особое внимание уделяю технологии личностно-ориентированного подхода, так как считаю ее эффективной для развития индивидуализации ребенка. Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, отношение к ребенку как к сознательному и полноправному участнику воспитательного процесса. В работе с детьми использую следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Считаю первые дни ребенка в детском саду самыми важными, так как в этот период закладываются основы моего взаимодействия с воспитанниками и детей друг с другом. Каждое утро мы играем в игры: «Расскажи мне как?» Цель: развитие умения детей в использовании вежливых слов «Добрый вечер», «Будьте любезны», «Разрешите спросить». «Добрые глаза». Цель: обучение использовать при общении свои эмоции и выражение своего лица «Пожми руку». Цель: упражнение детей в использовании различных форм приветствия. «Скажи ласковое слово». Цель: развитие умения детей в использовании ласковых слов «Красивая», «Умная», «Веселый». В нашем дошкольном учреждении есть логопед, она подбирает для детей речевые игры, дает консультации для родителей и воспитателей. В игре хорошо видны и могут сформироваться стороны психического развития ребенка. Роли, которые получил ребенок в игре помогут, обогатить его как личность. Мной были подобраны дидактические игры для развития речи именно такие: «Семейные занятия» с целью закрепление у детей знания о семье. «Веселый паровоз» с целью закрепления животных и их детенышей. «Кто больше заметит небылиц?» с целью замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Учитывая индивидуальность каждого ребенка, его способности и умения, это легко использовать в игре. И выделить каждого ребенка в игре и этим поднять его самооценку в умении общаться с другими детьми и взрослыми. Когда каждый из детей находит в группе место для своего занятия – индивидуализация, она появилась сама собой. И поэтому перед воспитателем стоит необходимость подобрать развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность ребенка в выборе занятий для развития своей речи. Мы должны лишь натолкнуть ребенка и помочь ему в этом. В нашей группе есть специальное место для индивидуальных занятий по развитию речи – речевой уголок. Главное – это оформление места для индивидуальной работы с детьми его доступность для каждого. Здесь есть все, что может быть понадобиться ребенку для развития речи. Доступны дидактические, иллюстративные материалы. Детям интересны кубики – говорилки, игры с прищепками, зеркальца. Ребенок может индивидуально для себя подобрать настольную игру и игру для развития дыхания. Я хочу рассказать о тех играх, которые я использую в своей работе с младшими дошкольниками. Цель этих игр: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. "Поможем цветочкам" Ход игры. На цветочках лежат кусочки ваты, педагог объясняет, что это снег, и цветы "замерзли". Чтобы им помочь, "снежинки" нужно сдуть. "Бабочка, лети!" На ладошке у ребенка бабочка; воспитатель предлагает поиграть с ними, подуть, посмотреть, как полетит бабочка. "Веселые качели" На веревочках предметы разные по весу (перышко, колокольчик, бусинки и т. д.). Ребенку предлагается подуть на них, чтобы предмет закачался. Также в своей работе я использую мыльные пузыри, султанчики, вертушки. Детям так же доступны театрализованные игры: на стаканчиках, пальчиковый театр, театр на ложках, которые помогают обыгрывать сказки и активизируют речь (Теремок, Волк и козлята, Бабушка-загадушка, Заюшкина избушка). Совместно с воспитателем дети любят играть в словесные игры, выполнять гимнастику для языка и дыхания. «Лопатка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. «Полакаем, как котенок» - Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая лакательные движения в течение 5—7 сек. «Нюхаем цветочки» - Руки перед собой, сжатые в кулак, представляем, что в одной руке ромашка, а в другой одуванчик. На «раз» — дети нюхают ромашку, на «два» - сдувают одуванчик. Все это, постепенно развивает речь ребенка. Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы по картинкам, рассказывают о природе и о своей жизни. Я помогаю ребенку общаться со сверстниками с помощью небольших поручений (помоги, поблагодари, позови играть с собой). Вся эта работа помогает развить речь ребенка. Индивидуализация в этом, несомненно, играет немалую роль, развивая и выделяя яркость и самостоятельность ребенка из его окружения. До поступления ребенка в детский сад использую различные формы работы с родителями: индивидуальные беседы, обзорные экскурсии по группе и консультирования по подготовке ребенка к детскому саду. Мы будем развивать наших детей если: - перед детьми стоит интересная задача, которую надо решить. - дети решают речевые задания, даже не подозревая об этом. И мы воспитатели должны быть для наших детей помощником, лучшим другом, которым поможет стать им полноценным членом нашего общества В дошкольном возрасте заложены огромные возможности в каждом ребенке, нужно только вовремя разглядеть и помочь развить их. Мы воспитатели, совместно с семьей, постоянно должны обеспечивать психологическое и эмоциональное благополучие для общения детей между собой, уважать и любить их такими, какие они есть. Благодаря выстроенной системе работы с детьми удалось добиться стабильно положительных результатов. В будущем планирую повышать свою квалификацию путем прохождения курсов профессиональной переподготовки, распространять и обобщать педагогический опыт через сеть интернет, СМИ, участвовать в конкурсах различного уровня и другие формы обучения, пополнять развивающую среду группы.