Конференции

БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ

Алексеева Лидия Вениаминовна,
педагог-организатор,
МКОУ «АСОШ им.Т.К.Борисова»,
УР, Алнашский район, с. Нижнее Асаново

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо


Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.
По мнению профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к воспитанию и обучению, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся».
Ученый В.Д. Сонькин определяет здоровьесберегающие технологии, как определенные условия обучения ребенка в школе. К таким условиям он относит правильный выбор методик обучения и воспитания, требований к школьнику, отсутствие стресса. Также важным моментом отмечено использование рациональной организации образовательного процесса. Обучение должно быть построено в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями, с учетом гигиенических требований.
Петров О.В., кандидат педагогических наук, характеризует здоровьесберегающие образовательные технологи, как систему, которая позволяет создать условия обучения, которые наиболее подходят для сохранения, укрепления здоровья детей, развития духовного, интеллектуального, эмоционального, личностного и физического состояния учителей и школьников.
В общем, здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Для полной реализации технологий важно создать благоприятный эмоционально-психологического климат между участниками образовательного процесса. Администрация школы и педагоги должны командно работать для того, чтобы регулировать использование разных видов здоровьесберегающей деятельности школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Мы можем выделить несколько задач здоровьесберегающих технологий:
Во-первых, сформировать у детей важные гигиенические умения, навыки, привычки.
Во-вторых, обучить школьников физкультурным знаниям, которые будут способствовать укреплению их здоровья.
В-третьих, необходимо достичь такого психологического климата, чтобы каждый школьник чувствовал себя равноправным членом социума, проявлял активность и общительность.
И последняя, четвертая, задача здоровьесберегающих технологий - воспитывать у обучающихся начальной школы любознательность, творческую инициативу, способствующую развитию их познавательных способностей.
Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
Гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
Детских стрессов (нервных расстройств, вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
Тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в образовательном учреждении и семье, недостатка информации).
Принцины здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Коррекционные технологии.
Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
К ним относятся:
1) Подвижные и спортивные игры. Проводятся, как часть физкультурного занятия, на перемене, во внеурочной деятельности.
2) Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения обучающихся. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время уроков, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

5) Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время урока.
6) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
7) На сегодняшний день лизуны и слаймы являются очень популярными.
Их считаются антистресс- игрушкой, что помогает избавиться от агрессии и снять напряжение. При правильном обращении с лизуном и слаймом могут принести вам массу удовольствия и положительных эмоций от игры.
8) Стретчинг.
Применение в физкультурно-оздоровительной работе методик игрового стретчинга гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, массаж и самомассаж.
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
Точечный самомассаж.

9) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
10) Активный отдых.
11) Спортивные развлечения, праздники.
12) День здоровья.
13) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
игры, направленные на коррекцию страхов;
игры направленные на коррекцию агрессии;
игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
коммуникативные игры и т. п.
А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ - улыбка!
У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.
1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
3. Коррекционные технологии.
На учебных занятиях применяются технологии Арт-терапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
- использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
- аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Работа с родителями. Именно родители отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока.
Например: Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
желаю всем добра.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Существует правила, из которых строится здоровье:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте большое внимание на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Литература по теме
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. -2000. – № 2. – С.21 – 28.
2. Кабышева, М.И. Здоровый образ жизни студента: метод. рек. / М.И. Кабышева. – Оренбург: ОГУ, 2005. – 43 с.
3. Казаковцева, Т.С. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Казаковцева, Т.Л. Косолапова // «Начальная школа». – 2006. – № 4. – С. 68- 72.
4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // «Начальная школа». – 2005. – № 11. – С. 75 – 82.
5. Лобанова, Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки Е.А. Лобанова // Образование в современной школе. – 2005. – № 9. – С.44-57.
6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
7. Сайты для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей. (www.uchportal.ru, www.ped-kopilka.ru и др.)
2020-05-26 15:53 Май 2020