ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курбатова Любовь Алексеевна воспитатель специализированной группы, МБДОУ д/с № 43, г. Сарапула Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много внимания удаляется сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Забота о здоровье детей является приоритетным направлением, поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность. Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся. В образования необходимо разрабатывать внедрять современные стандарты, методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, формирования здорового образа жизни. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства. Здоровьесберегающие технологии Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников. К здоровьесберегающим, относятся педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и обучающихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность педагогу решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов. В основе модели здоровьесбережения, находят две составляющие: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. Например, проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности можно отнести технологии личностно ориентированного обучения, дифференцированного обучения, использование технических средств обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Рассмотрим данные образовательные технологии в свете здоровьесбережения. Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей детей, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи: - создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка; - создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому воспитаннику проявлять инициативу, самостоятельность; - создание обстановки для естественного самовыражения детей. Личностно ориентированная технология в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Эта технология позволяет соблюдать принцип вариативности, главной целью которой является максимальное разнообразие форм и содержания образовательного процесса. Педагогика сотрудничества создает условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов. Педагогика сотрудничества призвана разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития, что в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём повышения адаптации к социальной среде. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника. Технология уровневой дифференциации рассчитана на индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками. У педагога появляется возможность дифференцированно помогать детям и уделять внимание каждому ребенку, более эффективно работать с трудными детьми. Использование технических средств обучения. Одной из ключевых проблем любого обучения является проблема удержания внимания ребенка. Технические средства обучения, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного, позволяют удерживать это внимание в течении образовательнойдеятельности. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности для педагога. Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но и сохранения здоровья. Давно известно, насколько функции игры многогранны - она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Все это компоненты образовательной деятельности. Игровой эффект достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка. Формирование положительных эмоций - это важная сфера в здоровьесбережении воспитанников. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у дошкольников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.