ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Куц Ирина Александровна, педагога-психолог, МАДОУ №10 «Березка», ХМАО – Югра, г. Радужный В системе дошкольного образования в настоящее время, происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической, а также материальной баз воспитания и обучения. Одним из важных условий новых технологий является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в первую очередь компьютеров. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование является одним из первых уровней общего образования, которые должны соответствовать новым современным требованиям, предъявляемым к реализации образовательного процесса. Поэтому информатизация в дошкольных организациях стала необходимой реальностью. В соответствии с Концепцией внедрения ИКТ в дошкольное образование в детском саду ядром развивающей предметной среды должен стать компьютер. В настоящее время уже невозможно представить работу воспитателя дошкольной образовательной организации без использования современных информационных ресурсов, которые позволяют качественно обновить, обогатить воспитательно-образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность. Зарубежные и отечественные исследования по использованию ИКТ в детских садах так же убедительно доказывают не только целесообразность и возможность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (Г. Петку, С. Новоселова, С. Пейперт, И. Пашелите, Б. Хантер и др.). В России и за рубежом развитие научных исследований, посвящённых использованию ИКТ в дидактике опирались на работы Г. Паска, Ж. Пиаже, Н. Краудера Б. Скиннера, и других. В дальнейшем их идеи были развиты с учётом новых научных результатов российскими исследователями Ю.А. Первиным, А.В. Смирновым, П.Я. Гальпериным, Н.Ф.Талызиной, А.П. Ершовым, и другими. В нашей стране компьютеризация образования уже имеет свою, хотя и небольшую историю. Можно отметить, что использование ИКТ в детском саду предполагает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды детей, а создание новых и научно-обоснованных средств, для их развития. Следовательно, возможны два направления компьютеризации обучения, то есть компьютер в учебном процессе может быть, как объектом изучения, так и средством обучения. В работе будет рассмотрен аспект использования компьютера, в качестве мощного средства, который повышает эффективность усвоения знаний детей дошкольного возраста. Вопросам использования компьютера как средства обучения посвящены многочисленные работы ученых (Г.М. Коджаспировой, А.И. Башмакова, А.А. Журина, Б.С. Гершунского, И.Г. Захаровой, Т. Гергей, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К. Тихомирова и др.). С целью улучшения организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества у воспитателей появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы, благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные организации. Прежде всего, нужно четко знать и понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОО они необходимы. Словосочетание ИКТ связано с двумя видами информационными и коммуникационными технологиями. Информационные технологии–это комплекс способов, методов и средств, обеспечивающих обработку, передачу, хранение и отображение информации, ориентированные на повышение эффективности и производительности труда и напрямую взаимосвязанные с компьютерными технологиями. Коммуникационные технологии определяют способы, методы и средства взаимодействия внешней среды с человеком, и обратный процесс также важен. В коммуникациях компьютер занимает свое место: обеспечивает многообразное, комфортное, индивидуальное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Объединяя две эти технологии, направляя их на образовательную деятельность, необходимо отметить, что главной задачей является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс технических, учебных и методических материалов и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, методы и формы их применения для совершенствования деятельности специалистов образовательных организаций (воспитателей, специалистов, администрации), а также для образования (развития, коррекции, диагностики, мониторинга) детей. Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование телевизора, видео, компьютера, CD, DVD, аудиовизуального оборудования, мультимедийный проектор, фотоаппарат, то есть все то, что может представлять, как широкие возможности для повышения качества образовательного процесса и познавательного развития. Высококвалифицированное использование современных ИКТ позволяет сделать образовательный процесс качественным, комфортным и зрелищным, информационно ёмким, существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению и воспитанию, воссоздавать реальные явления или предметы в движении и звуке, в цвете, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации умственной деятельности. Вместе с тем не следует забывать, что существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении детей к компьютеру. Наглядно-образное мышление преобладает у детей дошкольного возраста, а при организации деятельности этого возраста является принцип наглядности. Поэтому использование разнообразного иллюстративного материала, позволяет воспитателям ДОО быстрее достичь намеченной цели, во время образовательной и совместной деятельности с детьми. По сравнению с традиционными средствами обучения можно выделить определенные преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в ДОО: 1. Обеспечивают наглядность, которая способствует лучшему запоминанию и восприятию материала, что важно, учитывая наглядно-образное мышление детей, где включаются виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. 2. Движения, мультипликация, звук надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию воображения, памяти, внимания, творчества детей. 3. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно или нельзя увидеть в повседневной жизни: например, работу транспорта, воспроизведение звуков природы, и т.д. 4. Видеофрагменты и слайд-шоу позволяют показать наблюдение из окружающего мира, которые вызывают затруднения: например, рост цветка, дождь, движение волн и другие моменты. 5. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее. 6. Использование информационно-коммуникативных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской работе, включая и поиск материала в интернете как вместе с родителями, так и самостоятельно. 7. Информационно-коммуникационные технологии –это дополнительные возможности для работы с детьми с ограниченными возможностями. Все это выступает условиями повышения качества образовательного процесса в детском саду. Кроме этого, использование этих технологий в дошкольной образовательной организации даёт возможность расширить творческие способности самого воспитателя, что оказывает положительное влияние на развитие, обучение и воспитание дошкольников. Вместе с тем, можно выделить и основные направления развития ИКТ в дошкольном образовательном учреждении: 1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам хранения и передачи информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные «игрушки»: развивающие, обучающие, диагностические, развлекательные, сетевые игры. В работе с дошкольниками воспитатели используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В качестве развивающих игр целесообразно использовать игры: • на развитие математических представлений: «Лунтик», «Остров Арифметики», «Математика для малышей», «Баба-Яга учится считать»; • обучение чтению и развитие фонематического слуха: «Букварь»; • для музыкального развития: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр направлена на развитие основных психических процессов: «Маленький искатель», «Звериный альбом», «От планеты до кометы», «Спасем планету от мусора», «Снежная королева», «Русалочка». Третья группа –это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Волшебные превращения», «Учимся рисовать». В качестве обучающих игр можно привести пример игр: «Мир информатики», «Формы», «Секреты живописи для маленьких художников». В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк, но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач. Поэтому могут использоваться частично, преимущественно с целью развития психических процессов: памяти, внимания и мышления. 2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет качественно стимулировать познавательную активность детей и участвовать им в освоении новых знаний. Речь идет о созданных воспитателями играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры используются и предназначены для развивающей образовательной деятельности. Интерактивные игровые средства позволят создавать программа Power Point. 3. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексно-интегрированной образовательной деятельности. Технология разрабатывается по одной из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Образовательная деятельность включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе федеральных государственных образовательных стандартов. 4. ИКТ как средство автоматизированной системы управления. Данная технология реализуется в детском саду с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает координацию работы администрации, планирование воспитателей, специалистов, медиков, мониторинг, контроль. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОО, повышению его эффективности, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад. Однако, воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для дошкольников проводником в мир новых технологий. Коммуникативная компетентность воспитателя предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, визуальном, дискуссионном, компьютерном. Воспитатель должен не только уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Воспитатели ДОО обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать им возможность стать участниками единого образовательного пространства Российской Федерации. Очень важно, чтобы воспитатели умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Главное условие успеха качественной информатизации образовательного процесса –овладение воспитателями новыми для них формами работы, так как освоившим их, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми и самореализации. Рассмотрим области применения ИКТ воспитателями ДОО: 1) Ведение документации. В процессе образовательной деятельности воспитатель составляет календарные и перспективные планы, проводит диагностику и оформляет результаты, на основе диагностических обследований осуществляется мониторинг развития ребенка, готовит материал для родительского уголка, что значительно сокращает временные затраты. Также важным аспектом использования ИКТ является подготовка воспитателя к аттестации: оформление документации, подготовка электронного портфолио. 2) Методическая работа, повышение квалификации воспитателя, в том числе с помощью дистанционных технологий. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы –это наиболее быстрый, удобный и современный способ распространения новых дидактических пособий и методических идей, доступный методистам и воспитателям независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки воспитателя к образовательной деятельности, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий. Сетевые сообщества воспитателей позволяют не только находить необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы в интернете, также делиться педагогическим опытом. Важным аспектом работы воспитателя является и участие в различных педагогических проектах, олимпиадах, викторинах, дистанционных конкурсах, что повышает уровень самооценки как воспитателя, так и воспитанников. Дистанционное участие доступно всем, а очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, области, финансовых затрат и других причин. Но при всех плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы: 1. Материальная база ДОО. Как уже отмечалось выше, для организации образовательной деятельности необходимо иметь минимальный комплект оборудования: персональный компьютер, колонки, проектор, экран или мобильный класс. И не все детские сады сегодня могут позволить себе создание таких классов. 2. Недостаточная ИКТ -компетентность воспитателя. Где он не только должен знать в совершенстве содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), разбираться в технических характеристиках оборудования, но и уметь работать в основных прикладных, мультимедийных программах и сети Интернет. 3. Защита здоровья ребенка. Признавая, что компьютер –новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в детских садах требует тщательной подготовки, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм по возрасту детей. В целях здоровьесбережения образовательную деятельность со старшими дошкольниками следует проводить один раз в неделю по подгруппам. Воспитатель обязательно в своей работе должен использовать комплексы упражнений для глаз. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 1. Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. 2. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. 3. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. 4. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка группы до и после занятий. 5. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Если педагогическому коллективу ДОО удастся решить все эти проблемы, то использование ИКТ станут прекрасными качественными помощниками образовательного процесса. Обобщая, отметим, ИКТ-технологии являются с одной стороны эффективным средством повышения качества образовательного процесса и оптимизации труда педагога, но его использование возможно только при грамотной организации этого процесса. Использованные источники 1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2015. –312 с. 2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011. –315 с. 3. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. –М.: Педагогика, 1988. –243 с. 4. Рекомендации по использованию компьютеров в детском саду / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. -2006.-No 6.-34-40 с. 5. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс. До и После. 2006. № 7.