Газимзянова Гульнара Гарифзяновна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №14», г. Зеленодольск Л.С. Выготский известный психолог сказал: " С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой – именно поэтому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперед". Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой: ведь пять симфоний из девяти он сочинил, будучи глухим. Испанский художник Гойя создал бы столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой? Как повлияла тяжелая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать мое самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь". Среди детей с нарушенным слухом, подготовленных к обучению в условиях массового учебного заведения, выделяется три группы учащихся. Первую группу составляют дети с незначительным понижением слуха, которые обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Нередко ни они сами, ни окружающие не замечают этих затруднений. Ко второй группе относятся дети, которые, независимо от степени имевшегося у них снижения слуха, в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Уровень их общего и речевого развития оказывается заметно выше, чем у тех детей, которых направляют в специальные (коррекционные) школы. Третья группа – это дети, потерявшие слух в возрасте 5-6 лет или позже, так называемые позднооглохшие дети. Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего она практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от речи слышащих сверстников. Однако вследствие внезапной потери слуха они утратили возможность воспринимать и понимать устную речь окружающих. При условии своевременно начатой и успешной работы по восстановлению устного общения эти дети могут учиться вместе со слышащими. Если дети первой группы готовы к интегрированному обучению даже при отсутствии систематической помощи со стороны сурдопедагога, то дети второй и третьей групп могут обучаться в массовой школе только благодаря систематической интенсивной работе сурдопедагога и помощи родителей. Возможность обучения неслышащего ребенка в массовой школе определяется не только достаточно высоким уровнем его общего и речевого развития, но и его психологической готовностью к общению и совместному обучению со слышащими сверстниками. Интегрированное обучение может быть рекомендовано детям с нарушенным слухом в различном возрасте, но оно может быть реализовано только в том случае, если уровень их психофизического и речевого развития близок к нормальному. Присутствие в массовом общеобразовательном учреждении ребенка с нарушением слуха требует особого отношения к нему со стороны педагога в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагог должен помочь ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, подружиться со сверстниками. При этом важно избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справиться сам. Большое значение имеют и личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и взрослыми. Определить ребенка в массовые учреждения можно только при наличии у него речи, понятной окружающим. В обычной школе таким детям учиться трудно. Учителю на "особенного" ребенка нужно уделять больше времени, уделять ему особое внимание, естественно за счет других учащихся. В 2009-2010 уч.году по просьбе родителей и согласию администрации во 2 класс лицея были зачислены два ребенка-инвалида (слабослышащие). Мальчик по прогнозам большинства медиков должен был обучаться в специальной школе для глухих. Надо отдать должное родителям мальчика: с самого первого момента обнаружения проблемы нарушения слуха, ему было 2,5 года, приняли все возможные меры для того, чтобы их сын стал полноценным членом общества. В основу воспитания и обучения была взята методика Эмилии Ивановны Леонгард "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха". Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществлялась при самом активном участии родителей в соответствии с методическими рекомендациями этой методики. И мальчик был прекрасно подготовлен к обучению: откорректирована звуко-произносительная сторона речи, сформировано устойчивое внимание, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, любознательность, прекрасно читал. Конечно, мне необходимо было учитывать присутствие "особенного" ребенка в классе. Познакомилась с системой воспитания и обучения Э.И.Леонгард. Дети все годы сидели за первой партой, старалась, чтобы они всегда видела лицо говорящего, при объяснении материала или заданий я говорила громко, четко. Что самое интересное, в течение трех лет мне очень редко приходилось повторять им свое объяснение (если что-то было непонятно, то это сразу "читалось" в их взглядах). Оценка знаний осуществлялась со всей строгостью и справедливостью, наравне с достижениями других учеников. За годы учебы в школе обучающиеся показывают успехи в учебе, активно участвует в конкурсах. Но больше всего меня и родителей волновал вопрос взаимоотношений со сверстниками. Вначале ни родители,ни обучающиеся никто не знали о проблемах детей.. Наблюдая за общением одноклассников с ними, заметила, что возникают проблемы в отношениях: порой они не всё слышали, и не зная причины, меньше стали с ними общаться. Посоветовавшись с родителями, в их отсутствии я рассказала ребятам о проблемах одноклассников, сообщила и родителям своих учеников. Ситуация в классе улучшилась: вместе с классом они стали принимать активное участие в праздниках класса: читали стихи, исполняют роли в детских спектаклях. Учащиеся хорошо общались с ними во время прогулок, обсуждали книги, фильмы, т.е. осуществлялась ежедневное полноценное общение ребенка со слышащими детьми, появлялось чувство причастности к классной и школьной жизни. Как результат сотрудничества школы и семьи в детях усилилось чувство сплоченности.которое помогло влиться в коллектив, подружиться с одноклассниками. Но и сами дети помогали воспитывать в учащихся такие черты характера, как доброта, отзывчивость, сопереживание чужому горю, терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей. Хочу сказать: главное – верить в детей, любить их такими, какие они есть, быть терпеливыми при общении, помогать преодолевать трудности в достижении новых жизненных успехов и побед. Список литературы 1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дон: «Феникс», 2004.
2. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф., Путь к успеху, учебное пособие, Казань,2011г.
4. Электронная книга:Эмилия Ивановна Леонгард «Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард», http://knizh.ru/book25607.html.