НАВЫКИ ХХI ВЕКА: VUCA-МИР В ОБЪЕКТИВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Гончарова Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования, концертмейстер, МАУ ДО МЭЦ, г. Краснодар Характеризуя состояние современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют не совсем понятный термин — VUCA: Volatility – изменчивость (нестабильность) Uncertainty – неизвестность (неопределенность) Complexity – сложность Ambiguity – двузначность (неоднозначность) VUCA - это акроним английских слов, а по сути — констатация того, что у нас почти не осталось никаких стабильных ориентиров. Всё стремительно меняется. И теперь нас окружает VUCA-мир. Что даёт нам это знание? Мы понимаем, какие навыки необходимо наращивать, чтобы найти свое место в капризном VUCA-мире. Неудивительно, что в первую очередь окружающий мир внимательно слушает, что происходит вокруг, адаптируется и учится, поэтому становится источником инструментов, которые каждый из нас (по личному решению) перерабатывает для развития себя. В связи с текущей эпидемиологической обстановкой Минпросвещения направило во все регионы РФ методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. За короткий срок изменились традиционные сферы коммуникаций. Интернет стал главной площадкой безбарьерного общения людей. Программы для удаленных коммуникаций - универсальный инструмент общения и популярный сервис, удерживающий внимание большей части активной Интернет-аудитории. Мы – свидетели глобального технологического переворота в сфере коммуникационных технологий. Перед педагогическим сообществом в один момент выросла задача: необходимо «обнять» всех детей – учеников, воспитанников, студентов - через монитор компьютеров и посредством гаджетов. Многие педагоги растерялись: отсутствие технических возможностей и знаний в области ИКТ стали временной преградой на пути к реализации учебного процесса в режиме online. Но самое главное – многие из коллег по учебному цеху не были готовы психологически к таким глобальным переменам в образовании. «Для меня это сильно сложно», «лучше уволюсь», «ничего не получится» - доносились фразы с одной стороны, в то время как другие учителя выстраивали свои ритмы, созвучные словам Хенрика Ягодзиньского «Дважды два уже четыре, а будет еще лучше», отказываясь от своих страхов, приступая к реализации привычных школьных задач в новом формате решений. Отказаться от прочных ментальных иллюзий — первый шаг к запуску жизни в новом формате, который подходит для VUCA-мира. Если не знаешь – познавай и учись. Не стоит отвергать и отрицать события в жизни, какими бы сложными они ни были. Учение сопряжено с болезненным дискомфортом. Актуальны слова президента Московской школы управления Сколково Андрея Шаронова: «Образование — элемент личной гигиены». Life long learning становится глобальным трендом. Lifelong learning- (LLL) — это подход к образованию, основанный на непрерывном овладении новыми знаниями и навыками. LLL - концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». Обучение в течение всей жизни в современном мире это уже не концепция, а философия. Отвергая аксиому, что «Невозможно научить старую собаку новым трюкам», предполагается возможность реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места и времени, используя разнообразные формы обучения: дистанционное обучение, онлайн-обучение, традиционное непрерывное образование, заочные курсы и пр. Когда изменения пронизывают все аспекты нашей жизни, тогда мы учимся и развиваемся. В поддержку этого тезиса Андрей Шаронов на своей лекции «Я: 2.0» отметил: «Если после курсов, лекций и книг ваше поведение не меняется, вы не учитесь. Нельзя отделять получение новых знаний и образование от своей жизни». Установка: учимся и воплощаем полученные знания в жизнь в конкретных действиях и образах! Переход занятий образовательных организаций в онлайн требует от педагога «новый грамотности» - soft skills - еще одна необходимая компетентность сегдняшнего дняю Soft skills «гибкие навыки» (англ.) –комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью: - личностные качества и установки:ответственность, дисциплина, самоменеджмент, креативность - социальные навыки:скорость адаптации, коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект - менеджерскиеспособности:управление временем, лидерство, решение проблем, логика, критическое мышление. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве или развиваются в течение всей жизни. В современном обществе ценятся люди, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах и связаны с эмоциональным интеллектом. Развития soft skills у людей, занимающихся педагогической деятельностью, заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения. Некоторые примеры soft skills применительно к педагогической деятельности: · Многоуровневое решение педагогических проблем - самостоятельное определение круга задач в рамках поставленной цели и выбор оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. · Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления - осуществление поиска (предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации), критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения поставленных задач. · Управление обучающимися - навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей. · Сотрудничество - создание общего поля деятельности по решению образовательных задач; выстраивание взаимодействий с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; · Эмоциональный интеллект - распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями и состояниями. · Когнитивная гибкость - оперативное переключение с одной мысли на другую, многозадачность. · Самоменеджмент - многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога. В понятие «навыки 21 века» необходимо включить еще один термин, которому пока не определен единый термин для обозначения навыков, необходимых в XXI веке: • «цифровые компетенции» в Норвегии; • «цифровая медиа грамотность» в Австралии; • «медиа грамотность» в Британии. Остановимся на общем определении: «цифровая грамотность». Цифровая грамотность – это способность находить, организовывать, понимать, оценивать и создавать информацию, используя цифровые технологии. Эта компетентность педагога рассматривается нами как комплекс технических навыков и социальных практик, которые окружают использование новых медиа. Поэтому речь идёт не просто о знании, как создать запись в блоге, а о понимании того, как использовать блог для коммуникации с другими пользователями и осознании транслируемой персоны. Цифровая грамотность включает в себя: - Построение связей – личных совместных межкультурных. - Работа с информацией – поиск тегирование. - Язык – тексты программирование мессенджеры мобильная грамотность гиперссылки мультимедиа. - Навыки дизайна. Языковая грамотность в цифровом пространстве состоит из следующих навыков и умений: · работа с визуальными материалами (мультимедийными материалами); · работ с текстом, навыки по работе в блогах форумах; · макронавык (работа с игровыми материалами: лингвистические, мультимедийные, пространственные и кинестетические умения); · опытное использование мобильных устройств (мобильная грамотность); · работа с мессенджерами (понимание и умение использовать аббревиационные формы, используемые в переписке и чатах); · работа с гиперссылками; · навык базового программирования. Работа с информацией – это одно из базовых умений Soft skills и Life long learning в том числе, которое помогает нам ориентироваться в информационном пространстве Интернет. Это понятие включает в себя: · способность эффективно искать информацию в Интернете; · навык работы с тэгами (присваивание тегов материалам); · общая информационная грамотность (критическая оценка информации, фильтрация) · навык фокусировки внимания (многозадачность). Построение связей - знания по управлению своей цифровой идентичностью и состоит из следующих навыков: · умение быть частью цифрового сообщества; · навык вовлеченности (умение создавать и продвигать цифровой контент, культурная и межкультурная грамотность). Навыки дизайна - осмысление и использование по-новому уже существующий цифровой материал. Таким образом, новая школа 21 века невозможна без самостоятельного развития личностных компетенций педагога. Новые навыки и умения педагога становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования в частности, что влечет за собой трансформацию понятия педагогической профессии. Профессия учителя является публичной, поэтому значимыми выступают навыки soft skills, Life long learning и цифровая грамотность. Список источников: 1. Веткина А.В. Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 87. Ч. 2. С. 68-72. 2. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 11.12.2018). 3. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112-118. 4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1 (2017). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf 5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. 6. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94-103. 7. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234. 8. https://trends.rbc.ru/trends/education/5ea6a10e9a794777e6fcf3be