Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Домрачева Ирина Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №1 «Пчёлка»»,
г. Йошкар-Ола
Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента психического и физического здоровья. Именно в этом возрасте активно развиваются органы и системы организма ребенка, закладываются основные черты личности, формируется характер. Здоровье - это полное физическое, психологическое, социальное благополучие человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье - это главная жизненная ценность, которую необходимо формировать с раннего детства. Современные показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению состояния их здоровья.
Приобщение детей дошкольного возраста к осмысленному отношению к своему здоровью является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как именно в дошкольный период происходит становление важнейших качеств человеческой личности, в частности закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не является главной потребностью и ценностью в нашем обществе. Поэтому мы, педагоги, должны научить детей ценить и укреплять свое здоровье, на личном примере демонстрировать ценности здорового образа жизни, только тогда можно надеяться, что будущее поколение будет развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически. Вследствие этого, главной задачей по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста, считаю формирование у них представления о здоровье как одной из основных ценностей жизни, воспитание здорового образа жизни.
Работа по здоровьесбережению это стиль повседневный, это ежеминутная деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении существует комплексный подход к этой проблеме: создана правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, разработана система взаимодействия педагогов и специалистов по здоровьесбережению, определен педагогический инструментарий, который доказал свою состоятельность. В системе работы нашего детского сада используются следующие технологии: медико-профилактические; технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии; коррекционные технологии. Также собран большой материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки, обобщен и распространен опыт работы.
Мне захотелось продолжить опыт моих коллег и внести в эту работу что-то новое, интересное, близкое мне по духу. Ведь в каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность в движении. Для него постоянно находится в движении столь же естественно и необходимо как дышать. Всем известно, как тяжело заинтересовать ребенка простой, повторяющейся деятельностью. Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. Мне хотелось пофантазировать, разнообразить и украсить будни ребенка в детском саду новым двигательным опытом, новыми физическими ощущениями.
Мною разработана программа кружка по детскому фитнесу. Основной целью которого является увеличение объема двигательной активности, повышение уровня физической подготовленности, знакомство с возможностями своего тела, выработка потребности в активном образе жизни, и как следствие, укрепление здоровья детей. Под специально подобранную музыку с использованием разнообразного инвентаря на занятиях кружка сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, а самое главное – повышается интерес детей к выполнению фитнес-упражнений.
В своей работе я использую следующие элементы фитнес-технологий: аэробика, степ-аэробика, лого-аэробика, зверобика, упражнения с фитболом, стретчинг. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников.
Таким образом, использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить двигательный опыт детей, сформировать представления о фитнесе как о способе организации активного отдыха и здорового досуга, что дало возможность детям понять полезность движений для своего здоровья.
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий я считаю необходимым интегрировать их с познавательно- исследовательской деятельностью. В работе по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности я решаю следующие педагогические задачи: познавательное развитие детей, формирование системы знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепление гигиенических навыков и навыков самообслуживания, формирование мотивации к здоровому образу жизни, развитие стремления к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.
Познавательно-исследовательская работа проводится в разнообразных формах взаимодействия с детьми: во время непосредственной образовательной деятельности, в игровых обучающих ситуациях и свободной повседневной деятельности детей.
На занятиях из серии «Мое здоровье» проводятся простейшие опыты и наблюдения. В игровой форме дети знакомятся с телом, его функциями, способами сохранения здоровья. Весело и интересно проходят развлечения, на которых знания детей уточняются и закрепляются: «Спортивная викторины», «Готовимся к походу», «Что? Где? Когда?». В программу таких мероприятий включаются задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение.
В своей работе я широко применяю опытно-экспериментальную мини-среду, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека.
Одной из современных технологий формирования здорового образа жизни считаю использование кейс-технологий. Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра, в которой используются кейс-иллюстрации, кейс-фото. Главная задача – это развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а учить работать с информацией. Универсальность данной технологии состоит в том, что воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. При использовании кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет дошкольникам, опираясь на свой опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями. В качестве содержания кейсов используются художественные произведения, фрагменты из мультфильмов, конкретные жизненные ситуации, обобщение знаний по валеологии.
Как подтверждает практика, не одна даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов если ее задачи не решаются с семьей и если в дошкольном учреждении не создано сообщество «Дети – родители – педагоги». Семья и дошкольное учреждение – это социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Широко использую в своей работе такие формы взаимодействия с родителями как: консультации, совместные занятия с детьми и родителями, составление семейного фотоальбома, фотоотчет, тематический практикум для родителей, «Неделя здоровья», выставки детских работ, «Веселые старты», выпуски памяток, бюллетеней и рекомендаций, родительские конференции, совместные проекты. В результате такого взаимодействия определяются новые пути интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются общие стратегии действий по вопросам становления ценностей здорового образа жизни.
Слаженная работа педагогов дошкольного учреждения и семьи по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста немыслима друг без друга. Родители являются примером для своего ребенка, поэтому они должны знать основы здорового образа жизни и взаимодействовать с дошкольным учреждением. Тесное взаимодействие в системе "дети - родители - педагоги" - один из важнейших факторов в становлении ценностей здорового образа жизни дошкольника.
Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет большое значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей дошкольного возраста, активно помогает дошкольному учреждению в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, способствует формированию ценностей здорового образа жизни. Практика доказала, что использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста доказывает свою эффективность и способствует становлению ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, если регулярно применять современные здоровьесберегающие технологии, развить мотивацию у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, привлекать к работе по формированию представлений о здоровом образе жизни родителей, тогда у дошкольников формируется представление о здоровье как о ценности, формируются полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
2020-05-26 16:03 Май 2020