НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ РУССКОГО НАРОДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Генова Аурелия Васильевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №32 г. Ковров, Владимирская область
«Духовную культуру можно сравнить с пшеницей. Пшеница
кормит человека. Но и человек, в свою очередь, заботится о пшенице, ссыпая в амбары зерно. И запасы зерна сберегаются, как наследие,
от одного урожая к другому».
Антуан де Сент-Экзюпери
Приобщение подрастающего поколения к национальной русской культуре, как к фактору социального и духовного развития личности — одна из самых приоритетных направлений развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Российского государства» [2]. Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения исторического опыта народной культуры, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом, прививания духовного богатства русского народа, духовных ценностей через знакомство с русской народной культурой, с народными праздниками, традициями и обычаями наших предков. Из древних времен русский народ вырабатывал и сохранял свою духовную культуру. Преемственность поколений основывается на народных праздниках, традициях гостеприимства, обрядах – все это наше достояние связывающие прошлое и настоящее с будущим, нравственные ценности, самобытность и духовность русского народа. Нельзя допустить забвения и утраты этого бесценного опыта. Ведь «Без большого корня древа не бывает» так гласит народная пословица. К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”. “У каждого народа — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам” [1]. Народ — неиссякаемый источник духовных ценностей. Люди искусства, композиторы, поэты, художники черпали вдохновение из народного творчества, из жизни народа. Поэтому их творения близки народу. Педагогический потенциал русской народной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей, воплощенных в традициях и обычаях русского народа позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Духовная красота и мудрость русского народа незаменимое подспорье в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных традиций и обрядов, инстинктивно постигая их. Соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, они могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости. Благодаря народным праздникам, традициям и обрядам в современное общество передается бесценная информация о том, как наши далекие предки в историческом прошлом представляли себе мир, как умели жить в гармонии друг с другом и природой. Хорошей возможностью для детей является проведение общеизвестные русские народные праздники по календарным датам и сезонных праздников: осенью — «Веселая Ярмарка» с веселым Петрушкой, зимой — «Святки», «Масленица», весной — «Сороки, день весеннего равноденствия» Мы планировали цикл мероприятий по обогащению знаний детей о традициях русского народа, о народных промыслах. В том числе, вовлекать детей и родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость народных традиций, роли русской народной культуры в процессе духовного развития детей — дошкольников. Мы планировали: знакомство воспитанников с традициями русского народа, народными промыслами и устным народным творчеством будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего исторического прошлого. Повышение педагогической компетентности родителей для повышения качества духовного развития детей. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника. Раскрытие актуальности русской народной культуры — как фактор социального и духовного развития личности детей старшего дошкольного возраста. проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры. Инновация: Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём представлен творческий аспект, связанный с приобщением детей старшего дошкольного возраста к народной культуре; теоретически и экспериментально обоснованы пути развития ценностно-смысловых представлений на основе использования русской народной культуры — как базиса. Разработана модель и механизмы педагогического процесса, обеспечивающая приобщение дошкольников к ценностям народной культуры; выявлены педагогические условия повышения его эффективности. С помощью уже имеющихся и внедрения новых технологий (ИКТ), представлена возможность для духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство с традициями русского народа, народными праздниками и устным народным творчеством. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом общества, ему предстоит осваивать, сохранять и передавать культурное наследие русского народа следующему поколению [3]. Воспитание высокоразвитой личности, знающего и любящего свою землю, свой край, свою национальную культуру, не может состояться без познания духовного богатства своего народа, национальной культуры. Таким образом, мы, педагоги, должны способствовать приобретению детьми духовного богатства русского народа, духовных ценностей, воспитывать высоконравственную личность, давать познания о миролюбии, любви к природе, к родной земле, которые всегда были важны для наших исторических предков и почитаемы ими. Наш опыт показал, что знакомство детей дошкольного возраста с традициями русского народа, народными праздниками и устным народным творчеством в детском саду положительно влияет на формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста духовных ценностей. В настоящее время в педагогической практике ДОУ мы применяем разнообразные формы и методы по ознакомлению детей с русской народной культурой. Мы стараемся создавать для воспитанников особую среду, которая позволит непосредственно соприкоснуться к атмосфере национального народного быта. С помощью родителей мы подготовили материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги. Е.А. Флерина подчеркнула: «В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро». Эмоциональный отклик у детей вызывают народные праздники и различные мероприятия. Совместная подготовка к празднику и к различным мероприятиям детей, воспитателей, музыкального руководителя и родителей способствуют развитию детского творчества, взаимопонимания и сплочения. Дети мастерят предметы для оформления зала, знакомятся с народными играми, песнями, танцами, делают подарки, а взрослые шьют детям нарядные костюмы. Объединение различных видов искусства – музыкального и художественного фольклора, драматизации, хореографии и народного танца, представленных на празднике, доставляют детям истинную радость и яркие эмоциональные переживания. После проведения праздников и развлечений, такие как «Масленица», «Сороки, день весеннего равноденствия» дети получили возможность познавать характерные особенности жизни предков, народные традиции и обычаи. Огромное удовольствие доставляет детям игра на русских народных музыкальных инструментах: бубенцах, ложках, балалайке, трещотках. В результате проведенных мероприятий было отмечено, что процесс приобщения детей к народной культуре становится более эффективным на основе использования различных педагогических технологий: интеграции различных видов художественно-творческой деятельности, творческих заданий, авторских интерактивных и дидактических игр. Также необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Важную роль при этом играет создание различных мини-сред: культурной, творческой, в которых разворачивались этапы экспериментальной работы с детьми по приобщению их к народной культуре. Подвижная игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций. Нами разработана картотека русских народных подвижных игр и хороводов для детей старшего дошкольного возраста. Народные игры и хороводы применяем при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, проведении народных праздников. Укрепилась связей с родителями. Семьи воспитанников принимали непосредственное участие в праздниках «Масленица» «Сороки, день весеннего равноденствия». Вместе с родителями в группе были проведены разные тематические выставки, подготовили иллюстрации и тематические папки по темам «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь». Нам удалось вовлекать детей и родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость народных традиций, народной культуры в процессе духовного развития детей — дошкольников. Проектная деятельность дала возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», в том числе развивать волевые качества личности детей, навыки партнерского взаимодействия, возможность экспериментировать. Появилась возможность объединять различные образовательные области, что повысило качество образовательного и воспитательного процесса, способствовало повышению компетентности педагогов. Доказали необходимость грамотного воздействия воспитателей, родителей и всей окружающей среды для воспитания духовно-нравственного поколения, уважающих национальную культуру, традиции и обычаи русского народа. Положительные моменты проектной деятельности: точка роста, внедрение новых технологий. Минусы — в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество. Использованная литература и интернет-ресурсы 1. Ушинский К. Д. Педагогическая энциклопедия. Под ред. А. Г. Калашникова // Из собрания сочинений в 11 томах Т.1. – М., 1927. 2. Роль народных праздников в социализации старших дошкольников / Е. А. Жилина, Н. Г. Кошель, Г. В. Маркова [и др.] Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 11-14. 3. Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 244-246. 4. Жукова В. В., Крикунова О. Н., Смирнова А. В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 17-22. 5. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р. Халикова // Дошкольное воспитание. — 1988, № 5 — с.13–17. 6. Ильмиева С. Р. Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной программы «Крымский веночек» и ООПДО // Молодой ученый. — 2017. — №33. — С. 58-62. 7. Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 244-246. 8. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. - С. 98-101. 9. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» — С. 304.