РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКАМИ
Айнетдинова Сория Исхаковна, воспитатель, СП «Детский сад№62» ГБОУ СОШ№4, Самарская область, г. Сызрань Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности. Одной из важнейших задач по развитию речи дошкольников является формирование связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи. Но, к сожалению, сегодня у многих детей наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление очень редкое. В речи у детей существуют множество проблем: -недостаточный словарный запас; -бедная диалогическая речь; -бедная монологическая речь; -дети не умеют передавать свои эмоции; -проявлять артистические способности; А ведь именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое развитие подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Опыт показал, что сказка является отличным средством устранить эти проблемы. Сам процесс взаимодействия со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями, однако первостепенное значение уделяется речевому развитию. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Из сказки ребенок узнает много разных слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь. Сказки помогают строить диалоги, влияют на развитие связной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи. К сожалению, сегодня сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитании добрых чувств. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Ушаковой О.С., Гавриш Н.В, Кургановой М.Г., Струниной Е.М. и многих других. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связной речи. Дошкольники воспринимают сказки за действительность, поэтому речь развивается непосредственно, дети включаются в различные речевые игры со сказками, на которых хотела остановиться подробнее. 1. Игра «Задай вопрос герою сказки». По мнению отечественных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок задает массу вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее поставить шуточный вопрос герою сказки. Но этому надо ребенка учить. Сначала вместе с детьми мы «задаем» вопросы сказочным персонажам, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. 2. Игра «Сообщи герою о чем-нибудь» Дети в дошкольном возрасте неплохо разбираются в современной электронной технике, поэтому я придумала такую игру, как «Напиши сообщение для сказочного персонажа». Именно любимые герои сказок будут первыми объектами такого общения. Сначала мы решаем вместе с ребенком, кому лучше отправить письмо, кому- CMC-сообщение. Начинаем сочинять вместе с ребенком. Ребенок говорит, воспитатель записывает со слов ребенка. Затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю.
3. Игра «Придумай новое название сказки». Для развития речи детей использую в работе такой метод. Ребенку даю задание, как придумывание новых названий известных сказок. 4. Игра «Новый герой сказки» При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в сюжет сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. 5. Игра «Пропажа сказочного героя». Чтобы ввести новизну, усложнить восприятие давно известной сказки, создаю элемент неожиданности, загадочности. Я использую следующий прием-пропажа сказочного героя. 6. Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: · Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; · Сочинить длинное и в то же время смешное слово; · Определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово. 7. Игра-задание «Интервью». Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для достоверности ребенок может взять в руки «микрофон». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – зависит от сюжета сказки. Для этого можно распределить роли героев сказки между детьми, ведущий ребенок берет интервью у героев сказки по своему желанию. 8. Создание проблемных ситуаций. Этот метод развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для ее решения. 9. Моделирование сказки. Такая форма работы учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок - это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера, коробочки.
10. Спасение героя сказки. Этот метод помогает снять психологическую инерцию у детей и получить идеи за минимальное время. Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются, и выбирается наиболее оригинальный и практичный.
11. Попадание в сказку.
С помощью такого метода дети учатся передавать свои эмоции через вхождение в сказку в образе героя, персонажа или окружающей действительности. Это театрализованная деятельность. 12. Игра «В песочном дворике». Детям очень интересно играть в песок, а когда можно разыграть сюжет сказки - это вдвойне интереснее. На прогулке, в песочнице вместе с детьми создаем сюжет сказки. Строим песочный домик или дворец. Украшаем веточками деревьев – это будет лес, камешками – дорога или тропинка. Далее играем в сказку, используя готовые мелкие игрушки. Можно с большой уверенностью сказать, что сказки имеют огромное значение в речевом развитии ребенка. У дошкольников развивается словарный запас, диалогическая и монологическая речь, творческие способности. Дети могут самостоятельно драматизировать сказки, играть со сказочными героями, перевоплощаться в героев произведения. Список литературы 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозайка - Синтез, 2009. 2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед.- СПб.: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2013. 3. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.: Изд. «Просвещение», 2003. 4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М.: ТЦ «Сфера», 2010. 5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М.: Владос, 2004. 6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 7. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Изд. «Просвещение», 2014.