Владыкина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 135» г. Пермь Проектная задача – система (набор заданий), целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Основная педагогическая цель проектных задач в 1-4 классах: • Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. • Использовать метод встроенного наблюдения, т.е. наблюдать за работой как отдельных учащихся, так и группы в целом. Возможно привлечение свободных учителей, родителей, старшеклассников (постоянный сбор и анализ данных позволяют вести мониторинг формирования учебного сотрудничества). Проектная задача: ü Ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. ü Итогом её решения всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Типология проектных задач: • Предметные и межпредметные. • Одновозрастные и разновозрастные. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию. Педагогические эффекты проектных задач: • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания. • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты. В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Рекомендовано проведение «недели проектных задач». Предметные проектные задачи – 2 урока. Межпредметные проектные задачи – по 2 урока ежедневно в течение недели. По одному предмету в течение учебного года – 20-26 учебных часов (20-30%) учебного времени. Структура проектной задачи: 1. Описание квазиреальной (проблемной) ситуации (без прямой задачи). 2. Содержание в относительно скрытом виде набора (системы) заданий (действий). Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить для решения задачи. 3. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить. Требования к проектной задаче: • имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия; • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу; • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы); • задания могут иметь определённые "шумы" (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи; • заключительное задание задачи может быть общей "сборкой", позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание оценки решения задачи). Проектные задачи в начальной школе – это шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе.