Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Владыкина Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ № 135»
г. Пермь
Проектная задача – система (набор заданий), целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-4 классах:
•    Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
•    Использовать метод встроенного наблюдения, т.е. наблюдать за работой как отдельных учащихся, так и группы в целом.
Возможно привлечение свободных учителей, родителей, старшеклассников (постоянный сбор и анализ данных позволяют вести мониторинг формирования учебного сотрудничества).
Проектная задача:
ü Ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
ü Итогом её решения всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Типология проектных задач:
•        Предметные и межпредметные.
•        Одновозрастные и разновозрастные.
Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию.
Педагогические эффекты проектных задач:
•       Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
•       Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.
•       Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Рекомендовано проведение «недели проектных задач».
Предметные проектные задачи – 2 урока.
Межпредметные проектные задачи – по 2 урока ежедневно в течение недели.
По одному предмету в течение учебного года – 20-26 учебных часов (20-30%) учебного времени.
Структура проектной задачи:
1.          Описание квазиреальной (проблемной) ситуации (без прямой задачи).
2.    Содержание в относительно скрытом виде набора (системы) заданий (действий). Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить для решения задачи.
3.    Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
Требования к проектной задаче:
•        имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
•        состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
•        двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
•        задания могут иметь определённые "шумы" (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
•        заключительное задание задачи может быть общей "сборкой", позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание оценки решения задачи).
Проектные задачи в начальной школе – это шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе.
2020-06-30 12:53 Июнь 2020