Смольская Надежда Юрьевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ № 109 «Букваренок», г. Вологда Аннотация. В данном докладе рассматривается актуальность значения подвижных игр для развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Представлена классификация подвижных игр, приводятся названия игр, относящиеся к разным типам и видам. Ключевые слова: подвижная игра, развитие, двигательная активность, ребенок дошкольник. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития. Одной из приоритетных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В век компьютеров, сотовых телефонов, гаджетов развитию двигательной активности наших детей отводится все меньше и меньше внимания. Дети не знают подвижные игры, не умеют их организовать, а тем более придумывать самостоятельно Двигательная активность дошкольников уменьшается из-за амбиций родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. А ведь движение - это жизнь. Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не могут заменить движение. Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. В движении наши дети растут, развиваются, взрослеют. И где не подвигаться ребенку, как в игре. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольника. А тем более, подвижная игра, которая является и средством гармоничного развития личности ребенка. Подвижная игра - сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. [1. С.3] Значение подвижной игры велико! «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания» - писал К.Д. Ушинский. Чтобы выигрывать, прежде всего, нужно играть! А. Эйнштейн - подвижная игра – средство и метод физического развития: оказывает оздоровительное воздействие на организм, он упражняется в самых разнообразных движениях; во время подвижной игры активизируется кровообращение, дыхание, обменные процессы; дает положительные эмоции ребенку. -подвижная игра - средство умственного развития ребенка: в игре активизируются память, внимание, развивается мышление, воображение; пополняется словарный запас, обогащается речь; дети учатся анализировать свои действия и действия товарищей; действовать в соответствии с правилами. -подвижная игра - средство нравственно-патриотического воспитания: во время игры дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам; подвижная игра развивает волю, самообладание, выдержку; в игре формируется четкость, дисциплинированность, справедливость; развивается инициатива ребенка; играя с детьми в русские народные игры мы знакомим их с традициями нашего народа, приобщаем к истокам нашей культуры, воспитываем любовь к своему отечеству. На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водолазова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости. [1. С. 34] -подвижная игра - средство эстетического развития: в подвижной игре дети познают красоту движений, их образность, развивается чувство ритма, точность, плавность движений. -подвижная игра – средство социально-коммуникативного развития дошкольников: в подвижных играх используются разнообразные атрибуты, с помощью педагогов и родителей дети изготавливают такие атрибуты; учатся бережно относиться к оборудованию, наводить порядок в центре двигательной активности. - подвижная игра - лучшее лекарство: «Помните чудесного доктора из фильма «Приключения желтого чемоданчика»? Его прототипом можно считать главного врача детской Московской больницы Егора Арсеньевича Покровского. Только он лечил детей не волшебными леденцами, а подвижными играми. Одним выписывал простые ляпки или пятнашки, другим горелки, третьим назначал палочку-выручалочку» - так начинает свою статью о докторе Покровском писатель Дмитрий Шеваров. [2. С 4]; средство для профилактики (нарушений осанки, плоскостопия, нарушений зрения, нарушений речи) Кроме того, играя на воздухе, дети с ранних лет приучаются к тому климату, в котором суждено им жить, равно как ко всем переменам этого климата, а усиленные движения на воздухе во время игр наилучше защищают их от многих неблагоприятных влияний сколько-нибудь благоприятного климата, чем чопорная прогулка. [2. С. 177]. Классификация подвижных игр по сложности: Элементарные: - сюжетные (у медведя во бору, гуси лебеди, хитрая лиса, два мороза) - бессюжетные (ловишки, перебежки, кольцебросс, бабки) - игры-забавы (ладушки, коза рогатая, шла коза по лесу, камень, ножницы, бумага) - игры-аттракционы (чехарда, прятки, жмурки, тише едешь - дальше будешь) Сложные: - спортивные игры (баскетбол, футбол, городки, бадминтон) в дошкольном возрасте используются элементы этих игр, дети играют по упрощенным правилам. [3. С. 5] Классификация игр по степени физической нагрузки: - игры большой подвижности (ловишки с хвостиками, хитрая лиса, удочка, вышибалы). - игры средней подвижности (хорошо нам так сидеть…; картошка; уголки). - игры малой подвижности (пол, нос, потолок; море волнуется; нам всем весело живется…). В современных условиях жизни нашего общества в особую группу подвижных игр хотелось бы выделить игры, которые лечат. Еще древние игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Они считались лучшим лекарством от всех недугов. Римский врач Клавдий Галлеи прописывал вместо лекарств игру в мяч. [4, С. 20] Подвижная игра – средство профилактики: - нарушений осанки (передал - садись; перешагни, через палку; с мешочком на голове; штандер). - коррекция плоскостопия (извилистой тропой (ходьба по канату); циркачи (перебирать ногами, стоя на цилиндре, двигаясь вперед)). - профилактика и сохранение зрения (живая цель; мячом в цель; мяч соседу; гонка мячей; охотники и утки; кольцеборсс). - профилактика нарушений и развитие речи (игры с речевым сопровождением: у ребят порядок строгий; мы веселые ребята; в домике живет волчок…; ровным кругом друг за другом…). Подвижные игры для детей, перенесших заболевания: - дыхательной системы (ринит, гайморит, бронхит, общие бронхолегочные заболевания). Птички в гнездышках; лошадки; поезд; трамвай, кролики. - для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и форма ног). Великаны и гномы; наседка и цыплята; воробышки и кот; зайцы и волк; такси; догони меня; догони мяч; по извилистой дорожке. - для укрепления психического здоровья. Найди свой цвет; к куклам в гости; не опоздай; море волнуется; круг- кружочек; холодно-жарко. [5. С. 61] В отдельную группу можно выделить тимбилдинг – объединяющие игры, которые способствуют развитию умения детей работать в команде и стремится к успеху вместе (дракон кусает свой хвост, ловишки с хвостиками, сиамские близнецы, ручеек, поводырь). Такие игры помогают детям стать терпимее друг к другу, чаще играть вместе, меньше ссорится. Игра превращается из простого времяпровождения в мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем. Методика проведения подвижной игры включает в себя: 1.Сбор детей на игру и создание интереса. 2.Обьяснение правил игры. 3. Распределение ролей. 4. Руководство ходом игры. 5. Подведение итогов игры. [3, С. 7] Воспитатель осуществляет руководство ходом игры в соответствии с возрастом детей. Младший дошкольный возраст (сигнал к началу игры, подсказывание правил в ходе игры, показ движений). Средний дошкольный возраст (совет, напоминание; сигнал к началу игры; при нарушении правил остановить игру и напомнить правила). Старший дошкольный возраст (совет, напоминание; сигнал к началу игры; подсказать, как выиграть; помощь в решении конфликта). В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. Желательно любые средства двигательной направленности связывать с темой образовательной деятельности. Тема: Весна (скворечники, птица без гнезда, на лужайке, перепрыгни через ручеек, солнышко и дождик, соберитесь у цветков, садовник). Средняя продолжительность игры 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут – в средней и 8-10 минут – в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее обьяснение. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль. Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную. [3, С. 13-14] Перед началом игр необходимо познакомить всех ребят со следующими правилами. 1.Играй честно, строго соблюдай правила и требуй этого от товарища. 2. Сам поиграй, но и дай поиграть товарищам. 3. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре – соперник, после игры – товарищ. 4.Победил – не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл – не унывай (поработаешь над собой – победишь). 5. В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен. 6. Победа команды – твоя победа, честь команды – твоя честь. 7. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты. 8. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить. Большую роль в воспитании и гармоничном развитии детей в дошкольном образовательном учреждении играют праздники и развлечения. Наибольший эффект оказывают интегрированные праздники и развлечения. Участие в праздниках является естественным способом приобщения детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям, здоровому образу жизни. Непременным условием таких мероприятий является участие родителей, и не в качестве пассивных зрителей, а в качестве активных участников. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свои умения бегать, прыгать, играть в подвижные игры – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, развивает чувство гордости за успехи своих родителей; приобщает детей и родителей к здоровому образу жизни. На любом интегрированном мероприятии, проводимом в детском саду, любой тематики подвижная игра, где участвуют и родители, и дети, будет актуальна и востребована. Спортивно-развлекательное мероприятие: «День рождения снеговика» подвижные игры: снег руками нагребая…; снежки; кто быстрее доедет в одной лыже до флажка; снежинки, ветер и мороз. Итоговое спортивное развлечение с родителями по проекту: «Осень – время не для грусти» подвижные игры: солнышко и дождик; ветер и желтые листочки; улетают журавли; успей встать в обруч; зайка серенький сидит; кто быстрее соберет грибы. Квест на 23 февраля «Один день в Российской Армии» подвижные игры: пограничники и нарушители; летчики и самолеты; ловкие солдаты. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М.А.Горький Играя и реализуя различные формы двигательной активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят при этом развиваясь гармонично и целостно. Ребенок живет в игре. Задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра, тактично поддерживая руководство, обогащать двигательный опыт детей. Закончить хотелось бы словами Эрика Берна, который пишет: «… весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Список литературы 1. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-с. 64. 2. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры / Е.А. Покровский. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.- 184 с. 3. Шарова, Е.В. Подвижные игры / Е.В. Шарова. – Сокол, 2012.- 62 с. 4. Голомидова, С.Е. Оздоровительные игры / С. Е. Голомидова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96 с. 5. Бабенкова Е. А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 80 с.