Конференции

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД

Штехман Марина Олеговна,
учитель химии,
МБОУ «Бродковская СОШ»,
с. Павловск, Алтайский край
Смена базовой парадигмы образования со “знаниевой” на деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом образования становятся универсальные, или метапредметные, умения и стоящие за ними компетенции.
Программа развития УУД реализует требования ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам.

Цель программы развития УУД - создание организационно-методических условий для развития («доращивания») сформированных на уровне основного общего образования УУД в реализации системно-деятельностного подхода и становлении личностных характеристик выпускника.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД среднего общего образования определяет следующие задачи:
}  разгруппировать (разложить) метапредметные результаты согласно их понятиям, функциям, составу и характеристикам,
}  определить связи УУД с содержанием предметов учебного плана, направлениями и формами внеурочной деятельности,
}  спроектировать систему типовых задач по развитию регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД,
}  описать особенности использования учебно-исследователь-ской и проектной деятельности как средства совершенствования УУД;
}  выявить дефициты организационно-методического и ресурсного обеспечения образовательной организации для развития УУД,
}  отобрать методики, разработать инструментарий оценки успешности освоения и применения УУД в учебной, познавательной и социальной практике.
Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (10-11 класс) определяет учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средство совершенствования универсальных учебных действий обучающихся. Таким образом, одной из ведущих технологий в современной школе становится проектная технология, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной организации на уровне среднего общего образования.
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне основного общего образования процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
По ФГОС СОО:
}  индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект);
}   индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования учебный курс «Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 69 учебных часов, на изучение курса в каждом классе предполагается выделить по 35 (34) часов (из расчета 1 час в неделю, всего 35 (34) учебных недель).
Планируемые предметные результаты:
В результате обучения по программе учебного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
}  формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
}  планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
}  реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
}  оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
}  осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
}  использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
}  навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
}   осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов:
}  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
}  действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
}  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
}  Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция; оценка, оценивание качества и уровня усвоения.
}  Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия: моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
}  Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется начальная профессионализация: в процессе профессиональных проб сформированные универсальные учебные действия позволяют старшекласснику понять свои дефициты с точки зрения компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций. В старшей школе осуществляется широкий перенос сформированных универсальных учебных действий на внеучебные ситуации.
К уровню среднего общего образования в еще большей степени, чем к уровню основного общего образования, предъявляется требование открытости: обучающимся целесообразно предоставить возможность участвовать в различных дистанционных учебных курсах (и это участие должно быть объективировано на школьном уровне), осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах, принять участие в волонтерском движении и т.п.
Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Библиографический список
1.         Голубченко М. Проектная деятельность в школе. К.: Школьный совет, 2007. – 128с.
2.         Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6. С.39-47
3.         Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М, 1996.
4.         Джонсон Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986. – с. 86.
5.         Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. №2. С.3-10.
6.         Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.
7.         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Полат Е.С. и др.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8.         Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004. №1. с.39-46
9.         Полат Е. Что такое проект? / Полат Е., Петрова И., Бухаркина М., // Открытый урок. – 2004. - №5 – 6. – С. 10 – 17.
10.      Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: «Педагогический поиск», 2006.
11.      Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004.
2020-06-30 13:43 Июнь 2020