ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Кузнецова Ирина Станиславовна, учитель математики и информатики, МБОУ «Сельцовская СОШ», Ленинградская область, Тосненский район, п. Сельцо В настоящее время для активизации деятельности учеников применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники. Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает переход к их использованию в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, развитие электронного обучения и дистанционного образования. Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия, обучающегося и перемены места жительства. С их распространением идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах. Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. В современных условиях качество образования зависит от количества предоставляемых способов доставки информации, подключения к информационным сетям библиотек, профессиональных сообществ, информационным каналам. Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. Традиционное обучение происходит следующим образом: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. Дистанционное обучение заключается в самостоятельном изучении тем учебного пособия, выполнении контрольных заданий и консультировании с преподавателем посредством чата или видеоконференции. При таком обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися. Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении. Успешное внедрение дистанционного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения. Во всем многообразии средств организации дистанционного обучения самая распространенная система – это система управлением обучения или другими словами LMS. Эти системы LMS предназначены для контроля большого числа обучаемых. Они ориентированы на использование в учебных заведениях. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Кроме того, здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения; Исходя, из всего выше сказанного передо мной встала задача создать такой элемент курса для учащихся 11 класса по теме «Интегралы», который бы стал небольшим помощником, как для меня, так и для обучавшихся в проверки знаний по определенным темам. Перед созданием курса зададимся вопросом целесообразности разработки такого курса. На мой взгляд, данный курс будет целесообразен, потому что его создание позволит в учебном процессе организовать обучение на основе системно-деятельностного подхода. А именно: - включить учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность; - построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - развивать универсальные учебные действия посредством использования компьютерных технологий. Преимущества такого курса заключаются в следующем: · привлекательная современная форма; · благодаря удобному распределению содержания образовательного материала на блоки, можете быстро найти нужную нам информацию. · любой мультимедийный, интерактивный или аудиофайл, учебные ресурсы, могут быть загружены автором для общего и ограниченного доступа; · в таком курсе можно организовать эффективную систему контроля; · основным преимуществом является наличие обратной связи (сообщения электронной почты и сообщения автору, несколько типов форумов, чат). Курс включает в себя четыре блока: · Тренажеры. · Теоретические задания. · Практические задания. · Итоговый тест. Хотелось бы рассмотреть несколько блоков данного курса. 1. Тренажеры. Все задания, которые представлены в данном блоке, предназначены для закрепления знаний и умений по теоретическому и практическому материалу темы «Интеграл». В данном блоке представлены следующие задания: – Таблица основных неопределенных интегралов. – Найти правильное решение. – Проверь себя. Первое и второе задание выполнено с использованием сервиса LearningApps. (http://learningapps.org/) Рассмотрим подробнее наполнение одного из заданий. 1. Таблица основных неопределенных интегралов. Для того чтобы выполнить данное задание учащимся необходимо соотнести интеграл с его значением. 2. Теоретические задания. В данном блоке рассматриваются основные теоретические сведения, связанные с понятием интеграла и его свойствами. В блоке представлены задания следующего содержания: – Основные понятия. – Таблица основных неопределенных интегралов.
Для того чтобы находить неопределенный интеграл мало знать только определения нам необходимы еще и знания основных свойств неопределенных интегралов. В этом нам помогут составленные мною задания, которые имеют вид тестового задания. Задания такого вида имеют либо один правильные ответ, либо несколько.
Рис.2 Свойства неопределенных интегралов
1. Укажите неверное равенство: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: Ответ: Неверно 2. Выберете правильный ответ Если функция f имеет первообразную на множестве Х, то она единственна? Выберите один ответ: a. зависит от самой функции b. нет c. да Ответ: нет 3. Укажите верное равенство: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 4. Заполните пропуск. Совокупность всех первообразных для функции f (x) на промежутке X называется.............. от функции f (x) на промежутке X. Ответ: Неопределенным интегралом 3. Практические задания. В данный блок входят задания непосредственного (табличного) интегрирование. Задания, которые представлены в данном блоке, проверяют практические знания и умения находить первообразные и неопределенные интегралы. 1. «Скачки» Задание разработано в сервисе LearningApps и представлено в игровой форме. Отвечая правильно на поставленный вопрос, участник данной игры продвигается на шаг вперед в случае неправильного ответа игрок остается на месте. Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество правильных ответов.
Рис.3 LearningApps. Скачки
1. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 2. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 3. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 4. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: Хотелось бы подробнее разобрать знания, которые представлены в блоке «Неопределенный интеграл» Неопределенный интеграл Тест состоит из заданий, в которых ученик может проверить свои умения нахождения первообразных для заданной функции.
Рис.4 Нахождение первообразной
1. Найти одну из первообразной функции Выберите один ответ: a. b. c. d. Таких нет Ответ: 2. Какая из данных функций является первообразной для функции ? Выберите один ответ: a. b. c. d. Таких нет Ответ: 3. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 4. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 5. Какая из данных функций является первообразной для функции ? Выберите один ответ: a. b. Таких нет c. d. Ответ: 6. Найти неопределенный интеграл: Выберите один ответ: a. b. c. d. Ответ: 5. Итоговый тест. Итоговый тест представляет собой совокупность всех тестовых заданий, которые представлены в данном курсе. При прохождении данного теста дается только одна попытка, и ограниченное количество времени, тем самым он отличается от всех остальных тестов. Перед тем как начать изучение данного курса преподавателю необходимо предупредить обучающихся о том, что для лучшего результата итогового теста им следует для начала изучить весь курс «Интеграл». При создании материалов курса мною были использованы такие типы заданий, как задания с выбором одного правильного ответа, выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на соответствие, задания на дополнения и задания типа «верно/неверно». По ходу выполнения теста на экран выводится информация о том, сколько вопросов содержит тест, какое по счету задание выполняется, а также в некоторых заданиях отмечается, сколько времени осталось на выполнение теста. По окончанию для испытуемого выводится результат тестирования в процентном соотношении и в привычной пятибалльной системе; для преподавателя формируется файл данных (протокол), в котором фиксируется информация о количестве и номерах правильных и неправильных ответов на вопросы, процентной доли знаний и времени тестирования. Испытуемый может просмотреть вопросы, на которые были даны неправильные ответы. Таким образом, система Moodle и LearningApps позволили мне разработать курс по математике для учащихся 11 класса. Апробация и внедрение данного курса происходила на базе МБОУ «Сельцовская СОШ», и дала хорошие результаты по внедрению данного курса в образовательной процесс.