ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДЕТСКОМ САДУ
Мезенева Светлана Степановна, воспитатель, МКДОУ «Детский сад №4», г. Лиски
«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер…».
А. В. Сухомлинский
Семья - это социальный институт, который отличается от всех других социальных институтов тем, что на протяжении дошкольного детства оказывает непрерывное и продолжительное воспитательное воздействие на личность подрастающего ребенка. Результат этих воздействий зависит от компетентности родителей в вопросах образования и воспитания ребенка. Трудности во взаимодействии с семьями воспитанников у педагогов дошкольного учреждения возникают в связи с тем, что все эти семьи разные по статусу и возрасту родителей, их родительскому и жизненному опыту, по типу семейного воспитания, личностным качествам родителей. Наиболее полноценное развитие каждого ребенка возможно только во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Вот почему для создания условий индивидуального развития детей дошкольного возраста необходимо создать эффективную систему социального партнерства семьи и детского сада. В первую очередь это продумывание содержания и форм совместной работы. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Поэтому свои отношения с родителями я строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми. Для эффективного партнерства необходим постоянный диалог с семьей. Необходимо выявить запросы родителей, их проблемы и трудности в вопросах воспитания и обучения детей. В этом помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование взаимодействия с семьёй. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы партнерства с родителями. На разных возрастных этапах развития детей наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями были и остались родительские собрания. Все они проходят в форме семинара-практикума, круглого стола,мастер- класса с участием детей и без, использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений: семинар - практикум с участием детей«Развитие речи в семье и детском саду», «Бережём здоровье с детства» в форме К вест - игры «Что такое доброта?», «Нам традиции семьи очень важны» в форме круглого стола, Брифинг «Портрет идеального родителя». На собрании принимают участие воспитатель, родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, присутствуют элементы тренинга. Налаживанием доверительных отношений и взаимопонимания детского сада с семьёй являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы: «Неопалимая купина»,«Вот, оно, какое наше лето!», «Чудеса с обычной грядки», «Волшебные рукавицы Деда Мороза», «Весна идет, весне дорогу», семейный вернисаж «Наши руки не знают скуки», «Мы здоровье бережем». Они стали стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикую награждение участников выставок. Одна из форм информационно-аналитическое взаимодействие - почта Доверия. На сегодняшний день все большую популярность приобретает применение информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями: сотовая связь, личные блоги педагогов, сайт детского сада, электронная почта, мультимедийные презентации. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, узнать последние новости, быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Важным звеном в системе партнерства с родителями является приобщение родителей к непосредственному участию в традиционных развлечениях спортивных мероприятиях: «Арбузник», «Папа, мама, я - спортивная семья», интеллектуальный марафон «Хочу все знать», экологический аукцион «Родной свой край береги, люби и знай!», «Газетный турнир». Мероприятия на воздухе формируют осознанное отношение к здоровью и потребности к здоровому образу жизни: поход на природу, «Дни здоровья», веломарафон «Вперед, к победе», флешмобах «Мы вместе», «Утро в детском саду». Родители вместе с детьми принимают участие в детско-родительских фестивалях: «Родные просторы», «Красен обед пирогам и, река - берегами, а семья традициями», «Поэтический альманах». Совместные развлечения, основанные на тесном партнерстве - популярная и любимая воспитателями, родителями форма. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Прижилось участие и проведение родителями в свободное от работы время мастер-классов: «Здравствуйте, у нас гость!», «Сказка в гости к нам пришла», «Фонарики для Гномов», «Шашечный турнир», «Кормушка для пичужки», «Мы скворечник смастерим и на дерево водрузим». Родители делятся опытом с детьми: красиво складывают салфетки к праздничному столу, изготавливают торт, делают кормушки, скворечник, организуют театрализацию сказок, изготавливают вместе с детьми фонарики для танцевального номера детей, играют с детьми в шашки. Эти встречи имеют не только познавательное и развивающее значение, но и является своеобразным психотерапевтическим средством. Все большую актуальность принимает такая форма совместной деятельности как проектная деятельность: «Огород на подоконнике», «Моя семья», «В мире животных», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Наши традиции». Семья не только создает проект, но и участвует в презентации. Большое значение имеют формы трудовой деятельности - оформление помещения группы: создание многофункциональной развивающей стены «На стене мы город строим». Родители участвуют в трудовом десанте по благоустройству и озеленению двора, посадке аллеи роз в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей - праздник «Выпускной в детском саду». Условия и формы успешного партнерства с родителями способствуют объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекают взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.