ОПЫТ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Березкина Ирина Валерьевна, социальный педагога, ГБУ АО «Северодвинский детский дом», Архангельская область, г. Северодвинск Суть проекта – научить воспитанников детских домов простым житейским вещам, а наставников – общению с подростками с непростой судьбой. Проект направлен на формирование системы наставничества над детьми, оставшимися без попечения родителей, и помогает подросткам социализироваться, справиться с кризисными ситуациями, обрести взрослого друга, раскрыть свой потенциал и подготовиться к самостоятельной жизни. Каждому воспитаннику детского дома нужен проводник во взрослый мир – человек, на которого можно ориентироваться, который выслушает и даст совет. Так называемый «значимый взрослый». Наставников объединяло неравнодушие и желание сделать этот мир добрее. Общение наставников с подопечными происходило в Северодвинском детском доме и на совместных выездных мероприятиях. В рамках проекта ребята посещали спортзал, кино, магазины, знакомились с работой банкомата, учились готовить, рисовать и даже колоть дрова, ловить рыбу и топить печь – делали то, чего они лишены в стенах детского дома. Наставник - значимый взрослый, имеющий свой жизненный "багаж" и желающий поделиться своим опытом с подростком, находящимся в трудной жизненной ситуации. Я пришла в проект "Два капитана" являясь педагогом детского дома. Мне было интересно "наставничество" и задолго до проекта, но до этого, я просто не знала, что могу дать подростку, была не уверенна в своих силах, не понимала, какую помощь могу оказать. Попав в проект и благодаря тренингам педагогов-психологов, я узнала, кто такой наставник, чем он может заниматься. Пропали некоторые сомнения и страхи. И самое главное это, что я точно поняла, что буду полезна, что смогу помочь подростку в том, в чем он нуждается. Советом, подсказкой, своим примером, общением, критикой и жизненным опытом. Были сомнения в том, сможем ли мы с Лизой общаться как друзья, когда в детском доме я педагог, а она воспитанник. И у нас это получилось. Мне было важно понять подростка - как друга. Понять, что для Лизы важно, ценно, о чем она мечтает, что чувствует и переживает. Принять ее. Но зачастую, 14-летний подросток не может просто взять и рассказать, что он хочет в общем от будущего, либо от сегодняшнего дня. Поэтому мы стали общаться с Лизой через совместные предложенные мной и одобренные Лизой мероприятия, прогулки, конкурсы и многое другое. В наставничестве я старалась показать подростку как в жизни много интересного, нового. Что из любой сложной ситуации обязательно найдется выход. Что такое дружба. Наше общение строилось из совместных прогулок по морю, походов в театр, на мастер-классы, на праздники, на выступления в детском доме. Через наставничество за год в проекте Лиза обрела свою мечту, на сегодня, завтра и на будущее. Смогла "примерить" на себе ряд интересных профессий. Поняла, что с друзьями или близкими ей людьми можно хорошо и интересно общаться. А также оплатила первые в своей жизни квитанции за коммунальные платежи, сделала покупки в магазине, приготовила вкусный ужин для своих гостей, сходила на увлекательный шопинг, побывала на новогодней фотосессии и еще много и много нового и удивительного.