ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Складановская Марина Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Дубранивский детский сад №12», Московская область, городской округ Шаховская, д. Дубранивка
«Самая лучшая игрушка для ребёнка - кучка песка».
К. Д. Ушинский
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги дошкольного образования поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игра в хорошо всем знакомый обычный песок. Но на самом деле - это таинственный, удивительный материал. Вы не будете отрицать, что порой часами и взрослые и дети могут играть в песке, что-то строить и просто пересыпать его с ладони на ладонь. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. А главное – в игре с песком ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. В своей работе я использую с детьми дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. Бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Это и есть песочная терапия – другими словами – лечение песком. Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. Она предложила детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг - он утверждал, чтo игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия». Она является создателем метода Sandplay («Игра с песком). В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики. Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Песочная терапия успешно применяется в практике логопедов. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны. Для того, чтобы организовать игры с песком у себя в группе, можно воспользоваться деревянным ящиком от стола или ящиком, изготовленным из другого материала. Ящик для игр с песком называют подносом. Поднос подбирают с учётом количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете организовывать игру с песком в микрогруппе детей (2-4 человека), то вам понадобиться поднос размером 50х70 см, с высотой 6-8 см, а если индивидуально, то вам подойдут подносы размером 20х30 см. То есть размер подноса должен соответствовать количеству детей, принимающих участие в игре и оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет ребёнку визуально охватывать его целиком. В работе используется, как сухой, так и мокрый песок, кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Психологами доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Как методы песочной терапии в детском саду могут применяться воспитателями ДОУ? Как выясняется, перенос обучающих занятий в песочницу обладает целым рядом важных преимуществ перед традиционным обучением. Что дает нам песочная терапия в работе с детьми? Во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью. Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое, экспериментировать. В-третьих, методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой ребенка. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком, я считаю, наиболее любимы и близки детям. Песочная терапия стимулирует в детях творческое и символическое мышление, оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно-моторного восприятия. Дети, не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры. Песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя. Использование песочной терапии дает значительные положительные результаты в работе с детьми. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка, Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)