ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Темежникова Екатерина Васильевна, воспитатель, ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка», г. Нарьян-Мар Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями Кто такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. Самым ярким периодом для развития способностей детей является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У детей развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Дошкольники ярко проявляют фантазию, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, дети проявляют особую чувствительность, отзывчивость на окружающее. Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Одаренные дети отличаются от других: · легкостью и скоростью обучения, по сравнению со сверстниками; · существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью; · стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства; · высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом. Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. Методы выявления одаренных детей 1.Анализ результатов педагогического мониторинга; 2.Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); 3.Работа с родителями (беседы, анкетирование). Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий: 1.Общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня; 2.Доминирующая познавательная мотивация; 3.Креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности). Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая чувствительность к новому, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми. Методы работы с одаренными детьми: · Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы. · Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы. · Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно. · Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса. Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми: · Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения. · Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог. · Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий). · Поощрение и радость за успехи ребенка. · Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех. · Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности. Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности: · Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность). · Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов. · Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания. · Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности: - создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности) - поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования) - быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка - развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни - развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.). Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка: 1.Пристальное внимание к особенностям развития ребенка; 2.Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку; 3.Содействие развитию личности ребенка и его таланта; 4.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей. Воспитателям и специалистам, которые работают с одаренными детьми необходимо разработать мероприятия, которые помогут родителям разобраться в данном направлении и дать определение данного понятия «Одаренный ребенок». Для этого необходимо провести: - анкетирование; - презентации; - совместные праздники, соревнования, конкурсы; - родительское собрание. Разработать для родителей: - памятки; - рекомендации; - папки-передвижки; - консультации; - рекомендации. Совместно с родителями: - разработать детско-родительские проекты; - привлечь родителей к совместному созданию предметно пространственной среды. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех, что можно считать наиболее эффективной реализацией целей и задач воспитания подрастающего поколения.