ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-М КЛАССЕ
Аянитова Анна Егоровна, учитель, МОБУ СОШ №27, г. Якутск Общеизвестно, что основной формой организации процесса обучения является урок. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Задача групповой работы состоит в формировании саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. В своей работе я часто применяю групповую форму работы на уроках, начиная с 1 класса, поскольку групповая работа формирует навыки организаторской работы и рефлексивные способности учащихся. Чаще всего я применяла данную форму работы на уроках литературного чтения, окружающего мира и технологии. В ходе работы всегда поощряется совместное обсуждение и результаты работы, обращение за советом друг к другу. Состав групп был непостоянный, он подбирался с учетом того, чтобы с максимально эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Например, на уроке окружающего мира я предложила детям поделиться на 4 групп (в каждой группе получилось по 6 человек). Поскольку метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, я начала урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. Была смоделирована проблемная ситуация, которую необходимо было разрешить. В ходе урока дети выполняли различные задания: группировка вредных насекомых, вредных грызунов, полезных насекомых и полезных птиц; опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих на столе, искали насекомых и животных; готовили минипроекты: «Вредители полей и огорода», «Полезные животных и насекомые», «Грызуны», «Хищные птицы». Каждый ребёнок принял участие в обсуждении, даже те дети, которые обычно молчат. Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что групповая форма работы во-первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.