Конференции

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

Меринова Лариса Владимировна,
воспитатель,
ГБОУ СО КШИ ЕКК д/с № 595 «Казачок»,
г. Екатеринбург
Современная система дошкольного образования строится на совокупности обязательных требований к дошкольному образованию, представленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи, в процессе реализации которых, ребёнок проявляет интерес к окружающему миру и явлениям природы, входит в мир духовных ценностей человека через восприятие, информирование элементарных представлений о видах искусства (художественного, музыкального, изобразительного), овладевает различными способами эстетического восприятия, изображения объектов в разных видах художественно-продуктивной деятельности.
Восприятие представляет собой сложный и многогранный, единый процесс образования ассоциативных связей, основанных на ощущениях, направленных на познание того, что в данный момент непосредственно воздействует на человека. Чем больше ассоциаций, тем более полно и с разных сторон складывается образ целостного предмета, отражая всю совокупность его признаков [1, 5].
Психологические особенности детей позволяют им целостно и одновременно воспринимать окружающий мир, откликаться эмоционально при воздействии внешних раздражителей на органы чувств, что даёт возможность сочетать одновременно разные виды искусств: художественное (фольклор, детские стихотворения, небольшие описательные рассказы), изобразительное (иллюстрации, рисунки, картины известных художников), музыкальное (народная и классическая музыка, детские песни) [3, 7].
Учитывая задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и возрастные особенности детей, становится актуальным введение в образовательную продуктивно-изобразительную деятельность разных видов искусств на основе их интеграции, способствующих целенаправленному развитию эстетического восприятия дошкольников, также накоплению духовных идеалов, становлению цельной и творчески активной личности.
Восприятие эстетическое – это особая способность человека различать прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные черты в поведении живых людей и героев произведений искусства. Компонентами эстетического восприятия выступают эстетические эмоции, возникающие на основе эстетических чувств [1]. В рамках данной темы и возможностей дошкольного периода детства, эстетическое восприятие детей заключается в умении выделять предметы по их существенным признакам (эталонам (образцам): форма, цвет, величина), эмоционально откликаться на музыкальные, художественные и изобразительные средства.
Интеграция представляет собой процесс слияния в единое целое дифференцированных элементов, который носит характер взаимосвязи, взаимодействия, способствуя тем самым объединению знаний, созданию новых направлений, нового уровня развития и сознания [6].
Использование педагогом разных видов искусств в их взаимосвязи, способствуют максимально полному, целостному и эстетически глубокому восприятию ребёнком образа и отражению его в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Рассматривание реальных предметов, явлений или их художественное изображение помогает дошкольникам увидеть (представить) цвет, форму, пропорции, состояние, их расположение в пространстве. Использование художественного слова при рассматривании детьми предмета, показа иллюстраций или репродукций конкретизирует их образность, делает восприятие о природе или предмете более осмысленным. Наличие в произведении художественных средств, таких как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы ставит предмет (иллюстрацию) перед воображением ребёнка как эстетический образ [2, 4]. Для того чтобы сложился определённый образ в представлении детей кроме художественного слова, изображений предметов большие перспективы открывает использование в практике образовательной деятельности музыкального воздействия [7]. Включение музыки перед началом образовательной деятельности задаёт определённый темп. Её использование как дополнительного фона, создаёт положительную атмосферу. Специально подобранные музыкальные произведения способствуют эффективной организации восприятия изучаемого материала. Оказывая благотворное влияние на духовный мир ребёнка, вызывая у него разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или лёгкую печаль, музыкальные произведения помогают дошкольникам проникнуть в содержание разнообразных образов, событий, прочувствовать, пережить увиденное, доставляя эмоциональное и эстетическое наслаждение и побуждая к деятельности [3, 8].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что интеграция видов искусств в организованной образовательной продуктивной деятельности повышает у воспитанников мотивационный настрой, формирует познавательный интерес, помогает глубже понять слово, его значение, эстетическую сущность, позволяет работать в одном темпе всем участникам, систематизирует знания, способствует развитию изобразительных умений, эстетического восприятия, а также воображения, внимания, памяти, мышления.
Таким образом, дошкольный возраст является сенситивным для развития эстетического восприятия окружающей действительности, восприятия духовных ценностей при специально созданных условиях и под влиянием разнообразных средств, характеризующих определённый вид искусства, их интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Список литературы
1.     Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С.–Петербург: Прайм-Еврознак. – М.: Олма – Пресс, 2003. – с.
2.    Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук / М.В. Грибанова. – Екатеринбург: 1999. – 142 с.
3.    Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. – М.: Издательский Дом Зимородок, 2006. – 418 с.
4.    Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / В.Ф. Котляр. – К.: РАДЯНСЬКА ШКОЛА, 1986.
5.     Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / под ред. А.В. Запорожца. М.И. Лисиной. – М.: Изд-во Просвещение, 1966. – С. 300.
6.    Словарь иностранных слов современного русского языка: автор Т.В. Егорова – М.: Изд. Аделант, 2014. – 800 с.
7.    Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова; отв. ред. Э.А. Голубева. М.: Наука, 2003, - 379 с.
8.    Шутова, Н.В. «Психические возможности использования музыки в образовании» / Н.В. Шутова // Искусство и образование. Методика, теория и практика. Художественное образование и эстетическое воспитание, 2007. - № 4. – с. 48.
2020-08-31 14:22 Август 2020