ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Остапенко Ольга Павловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105», Курская область, г. Курск Современные дети, которые зачастую являются воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, по своему поведению значительно отличаются от детей, посещающих детский сад несколько лет назад. Вседозволенность и бездействие со стороны родителей, неконтролируемый просмотр мультфильмов и компьютерные игры, герои которых зачастую являются примером агрессии и глупых поступков для детей, - все это складывается в одну систему безгласного воспитания подрастающего поколения. Многие дети отождествляют себя с героями любимых мультфильмов или компьютерных игр и живут в своем вымышленном мире, в котором можно обидеть, обозвать, причинить физическую боль, - и всё это безнаказанно. Ребенку, пришедшему в детский сад с основами такого воспитания, сложно адаптироваться к пребыванию в детском коллективе, мини-обществе, т.к. он не всегда слышит и понимает воспитателя. Пройдет немало времени, пока воспитатель «переупрямит» такого упрямца и направит его поведение в нужное направление, научит принимать и понимать правила детского общества: относиться с уважением ко взрослым и сверстникам, прислушиваться к советам и замечаниям воспитателя, соблюдать дисциплину как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей во время режимных моментов в течение дня. К сожалению, прежде чем доносить до ребенка какие-либо педагогические истины, необходимо приучить его к элементарному порядку в поведении, слышать слова «нужно», «нельзя», «можно», направить внимание ребенка на необходимые режимные моменты. В работе с детьми я часто сталкиваюсь с решением проблемы дисциплины детей в детском саду. Думаю, что многие педагоги сталкиваются с решением этой проблемы. Беседы, наставления, волшебный коврик, волшебный стульчик, знакомство с правилами группы, с секретами дружбы, игры на сплочение коллектива – это лишь небольшая часть работы воспитателя на пути к становлению личности ребенка, которая должна занять определенное место в коллективе. Надо отметить, что все эти методы и приемы – бесконечно тяжелый ежедневный труд взрослых и детей тоже. Вопрос дисциплины – немаловажный аспект пребывания ребенка в детском коллективе. Ведь непонимание и невыполнение правил поведения, прежде всего, отражается на безопасности детей. После долгих поисков эффективных методов регулирования дисциплины в группе, я придумала и стала успешно применять в своей работе экран поведения, основанный на принципе светофора. Экран поведения представляет собой таблицу с фамилиями детей, числами месяца и соответствующими обозначениями. Ежедневно в нем выставляются оценки в виде цветов. Зеленый цвет означает «поведение отличное», желтый цвет «поведение среднее», красный цвет «поведение нужно исправить». Для более объективного оценивания поведения квадрат делится пополам, один треугольник показывает поведение в первой половине дня, второй треугольник – во второй половине дня. Если ребенок отсутствовал, в его квадратике ставится буква «н». Экран поведения я распечатываю каждый месяц в двух экземплярах, один из которых постоянно висит в группе в определенном месте. Второй экземпляр ежедневно вывешивается в раздевалке для ознакомления родителями. Думаю, воспитатели не раз сталкивались с тем, что поведение ребенка дома и в саду отличается. Многие мамочки удивляются, как это ее чадо в саду проявляет характер или капризы. А тут все налицо. В конце месяца дети, которые вели себя «отлично», получают сюрприз. В качестве сюрприза использую различные мелкие «приятные» предметы: медали, раскраски, наклейки, игрушки из киндер-сюрпризов, интересные камешки, браслеты, брелки, «волшебные раскраски», исполняющие желания. Надо отметить, что иногда в порядке исключения даю сюрприз ребенку с одним желтым квадратом, давая тем самым ему надежду на дальнейший успех. К моему удивлению, многие семьи не только поддержали мой метод. Родителям самых главных «непослушек» экран поведения стал помощью в домашнем воспитании. В зависимости от полученного цвета ребенком в саду родители проводили индивидуальные беседы дома, корректировали воспитательные методы, стимулировали сорванцов уже своими сюрпризами. Экран поведения я ввела с сентября. Первые 2-3 месяца экран был разноцветным. Сразу выявились 5-6 человек, которые не могли никак контролировать свое поведение и заработать сюрприз. Я увидела, что мой наглядный метод действует, примерно через 3 месяца регулярного применения. Конечно, совсем все дети не исправили свое поведение, но таких детей с каждым месяцем становилось меньше, и к концу мая у них только изредка появлялся «цвет светофора». Хочу отметить, что экран поведения я ввела в подготовительной группе. В этом году набираю детей среднего возраста. Для наглядности и большего интереса малышей планирую попробовать вместо обычных цветных квадратиков ввести разноцветные смайлики. Я считаю свой метод регулирования дисциплины в группе детей дошкольного возраста удачным, так как свою эффективность он показал на практике.